В качестве основных причин отставки правительства собеседники центра деловой информации Kapital.kz назвали рост недовольства населения политикой исполнительной власти и изменение баланса внутри элиты.
«Президент отреагировал на рост социального негатива в отношении работы правительства. Этот негатив уже существенно влиял на рейтинги власти в целом. А потому было принято решение использовать кабинет Бакытжана Сагинтаева как своеобразного козла отпущения», - считает политолог Максим Казначеев.
В качестве наиболее вероятной кандидатуры на пост премьера эксперт назвал назначенного исполняющим обязанности главы Кабмина Аскара Мамина.
«Учитывая приближение нового избирательного цикла, президенту нет смысла существенно трансформировать правительство, поэтому шансы Аскара Мамина сохранить премьерский пост до президентских либо парламентских выборов весьма высоки. Определенную конкуренцию врио премьер-министра могут составить заместители премьера Ерболат Досаев и Умирзак Шукеев. Первый – как более опытный макроэкономист, а второй – как более опытный хозяйственник», - отметил политолог.
В то же время он предположил, что большинство министров сохранят свои посты, поскольку «президент обычно дает недавно назначенным управленцам карт-бланш на один год».
«Обычно в этот период ротации министров не происходит. Кроме того, вчерашняя критика президента фокусировалась на работе социально-экономического блока правительства. Таким образом, определенный иммунитет на текущий момент имеют следующие члены правительства: Алихан Смаилов, Нурлан Ермекбаев, Дархан Калетаев, Бейбут Атамкулов, Ерлан Тургумбаев и Аскар Жумагалиев. В зоне риска министры социально-экономического блока: Мадина Абылкасымова, Елжан Биртанов, Канат Бозумбаев, Даурен Абаев, Ерлан Сагадиев, Тимур Сулейменов, Женис Касымбек и Арыстанбек Мухамедиулы», - перечислил эксперт.
В то же время Максим Казначеев не ожидает существенных изменений в деятельности правительства. По его мнению, они возможны только после следующих парламентских выборов.
«Стратегия экономической и социальной политики определяется лично президентом. А потому правительство может влиять на реализацию этого курса точечно, не меняя базовых параметров социально-экономического курса. К сожалению, инициативы по передаче правительству и отдельным министерствам дополнительных полномочий и функций в соответствии с конституционными поправками от 2017 года начнут работать только в рамках следующих парламентских выборов. А потому до выборов нового состава мажилиса страна будет следовать текущему инерционному сценарию», - предположил он.
«Обозначился тренд на то, что сейчас властями предпринимаются определенные действия по подготовке в будущем к транзиту власти. И в принципе это (отставка правительства и обращение Нурсултана Назарбаева в Конституционный совет с просьбой дать официальное толкование статьи Конституции о прекращении полномочий президента. - Ред.) взаимосвязанные события. И ряд признаков указывают, что это так, хотя, конечно, я могу ошибаться», - заявил в свою очередь политолог Андрей Чеботарев, отвечая на вопрос, есть ли связь между недавним обращением главы государства в КС и отставкой Кабмина.
Одна из причин отставки кабинета Бакытжана Сагинтаева, по его оценкам, кроется в изменении баланса внутри правящей элиты. «Поэтому со сменой правительства можно ждать изменений и в других звеньях (исполнительной власти. - Ред.)», - уверен эксперт.
Однако политолог сомневается, что со сменой правительства и премьера произойдут качественные изменения в деятельности государственного аппарата.
«Сейчас в качестве нового премьера называют кандидатуру Аскара Мамина (назначен и. о. премьер-министра. - Ред.). Но, на мой взгляд, важно не то, кто будет премьером, а какая программа будет у нового правительства. А у нас даже в Конституции нет такого понятия, как «программа правительства», и не прописана необходимость ее утверждения в парламенте. Поэтому кого бы ни назначили, в конченом счете они наткнутся на то же самое», - предположил он.
Проблема, по его мнению, заключается в отсутствии у премьер-министра реальной возможности формировать свою команду, несмотря на то что у нас по Конституции министров назначает глава государства по представлению премьера-министра.
«Но мы же знаем, что президент сам решает, кому быть, а премьер здесь ни при чем. Поэтому качественные изменения в деятельности правительства возможны в том случае, если премьер будет иметь возможность самостоятельно формировать правительство и расставлять людей на те или иные посты и при этом отвечать за их деятельность, не оглядываясь на президента. Понятно, что при этом нужен парламентский и общественный контроль за деятельностью правительства», - заключил Андрей Чеботарев.