Ценности Ассамблеи народа Казахстана можно популяризировать среди жителей сел и моногородов с пользой для бюджета. Серьезный потенциал для такой работы заложен в идее социокультурного развития регионов.
Сегодня государство уделяет много внимания социальному и культурному развитию казахстанцев, особенно жителей небольших населенных пунктов. Одна из сильных площадок создается на платформе программы, предложенной главой государства, «Рухани жаңғыру». При этом реальный успех проектов зависит от комплекса факторов:
– во-первых, интерес потребителя вызывают лишь проекты, где бизнес заинтересован в привлечении аудитории;
– во-вторых, у проекта должна быть некая «изюминка», которую способны предложить члены АНК;
– в-третьих, нужна поддержка со стороны государства, причем в данном случае даже не финансовая, а мотивационная.
Простые и понятные примеры мы видим в России, где большой популярностью пользуются частные музеи татарской или русской национальных кухонь. Например, музей чак-чака или музей тульского пряника – бренда, известного далеко за пределами Федерации. Такие музеи знакомят своих посетителей с национальной культурой и традициями. Семьи с детьми приходят сюда, чтобы окунуться в культуру другого народа, научиться готовить новые национальные блюда и провести время в теплой душевной обстановке.
Также активно развиваются социальные частные проекты, в которых работают люди с ограниченными возможностями. Здесь физически здоровые гости имеют возможность лучше понять мир с препятствиями и, таким образом, повышается социальная ответственность общества в целом.
Такие современные исторические семейно-досуговые центры едва ли можно назвать развлекательными. В них повышается культурный уровень и распространяются идеи духовного единства.
В Казахстане центрами притяжения современных идей и высоких духовных ценностей могут стать социокультурные хабы. Это открытые общественные пространства, где люди будут встречаться, чтобы узнать что-то новое, наладить общение, а также приятно и с пользой провести досуг.
Жизнеспособна идея создания социокультурных хабов на базе районных и сельских библиотек. Это поможет вернуть читателей в опустевшие залы, но уже в новом формате.
Главной «фишкой» могут стать именно проекты Ассамблеи народа Казахстана: школы национальных танцев, кулинарные курсы или вечера поэзии. Такие классы можно открыть в свободных помещениях здания. Если на этой же территории будет действовать недорогая кофейня, там можно уединиться с интересной книгой за чашкой ароматного напитка. Другой вариант – открытие магазинов развивающих игрушек, книг, канцелярских товаров. Словом, дать бизнесу возможность зарабатывать на уже существующей платформе путем передачи в доверительное управление в рамках ГЧП. В итоге государство сокращает расходы на содержание таких библиотек и получает новые налоги в местную казну от предпринимателей. При этом культурное развитие местных жителей и гостей будет только обогащаться за счет получения новых знаний о других этносах и за счет возрождения интереса к самим книгам.
При создании таких проектов важен подход, исходящий из философии People-first - люди в первую очередь. То есть проект должен быть в первую очередь полезен и интересен местным жителям. Спрос со стороны населения и будет гарантировать окупаемость при условии комплексной организации и правильного построения бизнес-процессов.
Асем Бейсенбаева, аналитик центра государственно-частного партнерства