Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Государство
  3. Что искали репортеры The New York Times в горах Алматы

Что искали репортеры The New York Times в горах Алматы

Журналисты поведали миру о стратегической проблеме Центральной Азии

Автор:
Капитал - Что искали репортеры The New York Times в горах Алматы

Ледники отступают, а значит, запасы воды в Центральной Азии будут неуклонно снижаться. К такому выводу пришлижурналисты Times Генри Фонтейн и Бен С. Соломон. Вместе с метеорологом из Англии Марией Шахгедановой они поднялись на высокогорный гляциологический стационар в Иле Алатау, чтобы оценить ущерб негативного влияния глобального потепления на примере ледника Туюксу. Что удалось выяснить американским журналистам и ждет ли Алматы дефицит питьевой воды – научные сотрудники Института географии Республики Казахстан Александр Кокарев и Николай Касаткин рассказали корреспонденту «Капитал.kz».

Почему Туюксу?

Ледник Туюксу, близ которого и расположен стационар с одноименным названием, на сегодня является единственным в ЦА, где наблюдения ведутся непрерывно, начиная с 1958 года. Именно здесь прошлым летом поселились американские журналисты в сопровождении ученого из Университета Рединга (Великобритания). К слову, Мария Шахгеданова на Туюксу не первый раз. Лаборатория гляциологии Института географии РК и ее научный руководитель академик НАН РК И.В. Северский на протяжении многих лет тесно сотрудничают с европейскими коллегами.

«Туюксу входит в Мировую сеть наблюдений за колебаниями ледников. В Казахстане довольно хорошо развита гляциология. Наша советская школа сильная и довольно авторитетная и мы являемся ее наследниками. К примеру, в 60-е годы был составлен и опубликован полный каталог ледников Советского Союза, и такая работа была уникальна даже по сравнению с Европой и Америкой, не говоря уже о странах Азии и Латинской Америки. В результате последующих работ лаборатории гляциологии на все ледниковые системы было составлено от 3 до 7 последовательных каталогов ледников. На протяжении более чем двух десятилетий к нам постоянно приезжают на практику студенты изЕвропы. Свидетельством авторитета гляциологов института является Центрально-Азиатский региональный гляциологический центр под эгидой ЮНЕСКО, созданный при институте на базе лаборатории гляциологии. Такой центр создается впервые в мире», – рассказал ведущий научный сотрудник института, кандидат географических наук Александр Кокарев.

Стационар находится на высоте 3450 метров над уровнем моря. Мониторингом ледника на месте занимаются 6 сотрудников-наблюдателей, которые, сменяя друг друга, проводят метеорологические и снегомерные наблюдения зиму, весну и осень. А летом, когда начинается таяние льда и снега, наблюдатели и ученые проводят различные измерения состояния льда и составляют карты. Прибывшие в августе репортеры Times жили в стационаре около недели и вместе с сотрудниками лаборатории проводили исследования в полевых условиях. И вот что им удалось выяснить.

«Объемы ледника Туюксу неуклонно сокращаются. Таяние опережает накопление, что приводит к чистой потере льда. За 6 десятилетий ледник Туюксу сократился на полмили. И то, что происходит в горах юго-восточного Казахстана, происходит по всему миру. На Тянь-Шане таяние ледников наибольшее влияние может оказать на водоснабжение людей и сельское хозяйство в будущем», – пишут в своей статье американские журналисты.

d87c20de8297d97b36cfcf8bff4.jpg

Что же происходит в горах над Алматы?

«Ледники - это самый чуткий индикатор изменения климата. Они реагируют мгновенно. И нами изучается деградация оледенения», –делится младший научный сотрудник, начальник объединенной экспедиции Института географии РК Николай Касаткин, который сопровождал иностранную делегацию на Туюксу.

Примерно 150 000 ледников в мире, не считая больших ледниковых щитов Гренландии и Антарктиды, покрывают около 200 000 квадратных миль поверхности Земли. За последние четыре десятилетия они потеряли слой льда толщиной 70 футов, пишут журналисты Times.

По данным Александра Кокарева, начиная с середины 1950-х, практически все горные системы Казахстана испытывают деградацию 0,8% за год.

«За последние 60 лет мы потерялибольше 40% по площади всех ледников. Их в Казахстане на сегодняшний день около 4 тыс. Если так будет продолжаться длительный период, то к концу текущего столетия большинство ледников исчезнет», – рассказал Александр Кокарев.

Однако казахстанские ученые не торопятся делать пессимистичные прогнозы. По мнению Александра Кокарева, ситуация с климатическими изменениями может в корне поменяться.

«Существует теория, что мы сейчас находимся на пике потепления, а затем начнется период похолодания. В ближайшие 10 лет. Колебания происходили все время: эпох оледенения за последние 50-100 тысяч лет было больше 10, и все они чередовались и были разными по масштабу. Сейчас по всему миру мы наблюдаем процесс потепления. Но, несмотря на это, некоторые ледники в Северной Европе и даже в Антарктиде сейчас продолжают увеличиваться», – отметил ведущий научный сотрудник Института географии РК.

Ледники снабжают водой миллионник. Что будет, если они исчезнут?

Этим вопросом задались репортеры The New York Times. Генри Фонтейн и Бен С. Соломон выяснили, что ледниковые воды становятся малой алматинской рекой и протекают через весь город, обеспечивая питьевой водой двухмиллионное население. Но большая часть воды из Туюксу и других ледников в конечном итоге достигает низменности к северу от Алматы, где она орошает посевы. Когда потоки в этих реках начнут сокращаться, фермеры региона могут столкнуться с кризисом.

«В основном сток идет не ото льда, который есть, а от снега, который выпадает в горах. Ледник, как водохранилище, накапливает воду, и частичное таяние языка ледника происходит в летний период, когда вода особенно нужна нам для засушливых районов, для орошения. Весной ведется борьба с затоплением, это «лишняя» вода. Чем меньше будет ледников, тем меньше будет стока именно в летний период, когда вода больше всего необходима.

Естественно, приполном исчезновении всех ледников режим стока нарушится. Может в цифровом отношении потеряется 10-15%, но зато очень сильно это будет ощущаться именно в теплый период для орошения и для питья. Все лето у нас реки текут – это тратится как раз тот лед, который тает. На питьевые нужды Алматы 15-20% – вода горных рек. Остальная вода – подземная. Но если летом пересыхают горные реки, уменьшается и уровень подземных вод. Здесь очень тесная взаимосвязь.

240c8b884848f4437fc4bb8f17a.jpg

С другой стороны, научным руководителем лаборатории гляциологии Северским доказано, что потери стока, связанные с деградацией оледенения, компенсируются поступлением в сток талых вод подземных льдов (лед в моренах, каменных глетчерах, многолетняя мерзлота в горах), запасы которых сопоставимы с запасами наземного оледенения. Это позволяет надеяться, что режим горных рек существенно не изменится», – заключил Александр Кокарев.

«В отношении потерь запасов льда на леднике Туюксу, в среднем, миллион кубометров льда мы теряем в год. Если посчитать, то это примерно 900 тыс. кубометров воды в год», - дополнил своего коллегу Николай Касаткин.

При этом ежедневное потребление воды в Алматы составляет в среднем около 650 тыс. кубометров. И пока никаких угроз дефицита питьевой воды нет.

Но более эффективное управление водными ресурсами – это то, что Казахстану необходимо предпринять безотлагательно и подготовиться к тем дням, когда сток из рек, питающихся ледниками, начнет снижаться, пишут коллеги из Times, и с этим трудно не согласиться.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram