На некоторых улицах в центральной части Алматы уже введено одностороннее движение. Односторонними стали улицы Жамбыла и Богенбай батыра. До 5 августа к ним присоединятся Макатаева, Гоголя, Шарипова, Муратбаева, Кабанбай батыра и Карасай батыра. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе агентства Инсайт медиа.
Нововведения позволят разгрузить центр Алматы от пробок, сократят количество ДТП и повысят безопасность пешеходов.
Алматы уже имеет позитивный опыт внедрения одностороннего движения — уже несколько лет транспорт ездит в одну сторону по улицам Наурызбай батыра и Желтоксан, а с недавних пор — по Курмангазы и Шевченко. После того как Курмангазы стала односторонней, количество ДТП на ней снизилось на 41%. На «новой» Шевченко число автомобильных аварий уменьшилось почти в 4 раза. При этом средняя скорость движения там выросла на 6−8 километров в час, хотя формально порог скорости на Шевченко был снижен. Преимущества одностороннего движения:
— уменьшение конфликтных точек на дорогах;
— снижение аварийности;
— улучшение маневренности авто. Пассажиров общественного транспорта ожидают свои плюсы. Приоритет движения общественного транспорта за счет выделенных полос поможет алматинцам быстрее перемещаться по городу. Реверсивное движение для автобусов и троллейбусов сохранит привычные маршруты и запустит новые.
Нас ждут и другие новшества: на новых «односторонках» максимальная разрешенная скорость составит 40 км/ч. Это решение сделает их более безопасными, и, как ни странно, увеличит скорость потока. Сейчас средняя скорость движения транспорта из-за заторов и плотного трафика в городе не превышает 30 км/ч. Наибольшая загруженность наблюдается утром и вечером, когда люди едут на работу, а потом возвращаются домой. Односторонние улицы как раз и распределят существующие транспортные потоки. Это значит, что большинство автомобилистов почти не заметит перемен, а пешеходы, наоборот, ощутят повышение безопасности. По статистике, более 80% людей, попавших под колеса автомобиля на скорости 40 км/ч выживают, а вот при 60 км/ч шанс есть только у каждого третьего.
Подобные изменения в свое время произошли во многих мегаполисах мира. Изучив эти примеры, Акимат Алматы адаптировал международный опыт с учетом нашей специфики. В Барселоне, Франкфурте, Милане, Женеве и Праге давно действует сеть односторонних улиц в центральных районах городов. Скоростной режим в этих мегаполисах также невысокий. В некоторых городах есть множество участков с ограничением скорости 30 и 25 км/ч.
Исследования, проведенные в США (Parsonson, Nehmad og Rosenbaum, 1982) показали, что одностороннее движение увеличивает транспортный поток на 10−30% и приводит к повышению средней скорости. Кроме того, по данным исследователей (Bruce, Parsonson, Nehmad og Rosenbaum, 1982), время поездок сокращается на 20−60% за счет уменьшения количества заторов на дорогах.