В конфликте министерства здравоохранения и IT-компаний, участвующих в программе цифровизации медицины, взята пауза. 29 июня на первом заседании комиссии по цифровизации при Минздраве РК прозвучало обещание министерства не лоббировать интересы одной компании в ущерб другим.
Председателем первого заседания комиссии был вице-министр здравоохранения Олжас Абишев. Он неоднократно повторял, что немедленно напишет письма во все управления здравоохранения с запретом чиновникам обязывать медучреждения выбирать определенную программу. Некоторые его заявления прозвучали очень эмоционально. Также вице-министр не забывал открещиваться от самой идеи лоббирования интересов одной компании Минздравом.
Следует добавить, что это, пожалуй, единственная конкретика, прозвучавшая на заседании. Остался открытым и не до конца обсужденным крайне важный вопрос состава комиссии. Часть IT-компаний настаивала на том, чтобы две трети представительских мест в ней занимали разработчики продукта с серьезной бизнес-историей. Министерство видело их место в постоянно действующем при комиссии специальном консультативном органе. Ясности в этот вопрос так и не внесли, зато обсудили регламент работы комиссии.
«Капитал.kz» изучил причины и обстоятельства конфликта.
Компании объединились для борьбы с монополией
Скандал грянул в конце июня. Группа IT-компаний, специализирующихся на разработке МИС — медицинских информационных систем, — обвинила Минздрав в потакании интересам одной компании — «ЦИТ ДАМУ».
Суть конфликта в том, что департаменты здравоохранения на местах якобы организовали давление на государственные медучреждения с требованием перевести документооборот исключительно на программу «ЦИТ ДАМУ» — «Дамумед». При этом всего на рынке цифровизации медицины работают около 40 компаний, из которых 20 имеют серьезный послужной список и востребованные разработки.
Это не первый подобного рода скандал, когда государственные структуры бесцеремонно устанавливают на рынке монополию одного разработчика. Совсем недавно предпринимателей Алматы, занимающихся продажей алкоголя, обязывали пользоваться одним приложением — Wipon Pro. А пример виртуального школьного дневника Kundelik, учитывая его «удобство и практичность», и вовсе можно признать хрестоматийным.
Особенность же текущей ситуации в том, что около десятка компаний — разработчиков МИС — объединились в ассоциацию и начали активную компанию по защите рынка от монополии.
Как оцифровать 3 тыс. медучреждений до конца года
Цифровизация государственных больниц — это огромный рынок и огромный объем работ. По словам Виталия Ермоленко, генерального директора компании Medelement, до конца текущего года страна должна оцифровать около 3 тыс. медучреждений. Чтобы получить примерное представление о финансовых вложениях, можно использовать такие данные: в Костанайской области в этом году на цифровизацию 42 объектов было затрачено 360 млн тенге.
По оценке Виталия Ермоленко, с задачей перевода в цифровой формат 3 тыс. медучреждений 20 лучших компаний страны смогут справиться за 2 года. Что ж, открещиваясь от давления на рынок, Минздрав поступает весьма дальновидно: не совсем мудрое решение — взвалить эту задачу на одну компанию.
Кто и почему контролирует рынок
Сейчас, по общему признанию, компания «ЦИТ ДАМУ» контролирует 55% рынка. Такую цифру привел вице-министр Олжас Абишев, не конкретизировав сегмент: речь только о государственных клиниках или же о рынке в целом. Карилл Капитанов, технический директор ТОО «Dzhandosov Soft», уже в этом видит признаки захвата рынка одной компанией. «Если подсчитать доли других компаний, то получается, что 20 лучших компаний страны владеют каждая не более чем 2% рынка. Хотя есть разработчики, которые в этом бизнесе работают почти 20 лет», — говорит он.
Работа с государственными медучреждениями — это очень сложный рынок, большинство компаний стараются его избегать. Особенность Dzhandosov Soft в том, что она сразу стала специализироваться на услугах именно госсектору. По словам Кирилла Капитанова, всего месяц назад у компании в клиентах было 12 госбольниц. Однако по «фантастическому совпадению обстоятельств» одновременно с тем, как стали циркулировать слухи о лоббировании департаментами здравоохранения одной компании, Dzhandosov Soft потеряла 10 клиентов. «Внедрение программы с годовым обслуживанием стоит от 3 млн до 30 млн тенге в год в зависимости от сложности проекта. Я не совсем компетентен судить о финансовых потерях, но оцениваю годовой оборот нашей компании в 100 млн тенге, мы только что вышли на самоокупаемость», — говорит Кирилл Капитанов.
У компании Medelement общий портфель проектов составляют примерно 80 компаний, десятая часть — госбольницы. По словам Виталия Ермоленко, потеря государственных партнеров грозит компании потерей 60 млн тенге ежегодно. Например, говорит он, совсем недавно компания установила свой софт в Центре психического здоровья. Однако он так и не заработал и работа не была оплачена, потому что неожиданно заказчик принял решение установить программу «Дамумед». «Самый негативный сценарий — это если Минздрав не ограничится воздействием на госсектор и будет настаивать на внедрении одной программы и частным рынком тоже. Возможности и рычаги давления на частников у чиновников имеются», — говорит Виталий Ермоленко.
Комиссия должна работать по закону
Виктор Покусов, председатель Казахстанской ассоциации информационной безопасности, считает, что работа комиссии по цифровизации медицины в текущем виде не принесет никакой пользы. «Самая большая проблема медицины — слабая информационная безопасность. Комиссия должна создаваться с привлечением экспертов других министерств, например, информации и коммуникаций, оборонной и аэрокосмической промышленности, холдинга „Зерде“. Потому что если само министерство будет задавать стандарты работы, то может это сделать однобоко, прописав то, что им нравится, не учитывая реалий жизни, что наши программисты могут, а что нет. Или учитывая чьи-то узкие интересы, — говорит Виктор Покусов. — Перед страной стоит задача построения системы открытых данных, к которой должны подключаться разработчики, и делать свои интерфейсы. Нельзя навязывать определенные программы».
Зачем стране информационная монополия
Почему такая ситуация стала возможна именно сейчас? Участники рынка придерживаются единой версии.
Согласно плану цифровизации медицины страны, в конце текущего года должен произойти тотальный переход всех медучреждений на программный документооборот. Задумывалось, что к этому времени в распоряжении Минздрава уже будут облачное решение для хранения и обработки информации и специальная шина, через которую любые медучреждения смогут к этому облаку подключаться.
На эту задачу было выделено 20 млн евро, подряд получила одна из дочерних компаний Ericsson. Однако проект до сих пор не реализован — возможно, по причине неправильного техзадания.
Поэтому сейчас в Минздраве до сих пор нет единого реестра информации. Общение с больницами и медучреждениями происходит через примерно 20 серверов, на каждом из которых установлена программа тематического учета. Каждая больница стремилась по-своему оптимизировать необходимость многократного дублирования информации в резные реестры, в этом ценность тех решений, которые у них установлены уже давно.
Так в чем причина лоббирования программного единообразия?
Кажется, деньги ни при чем.
Просто желание министерства отчитаться о тотальной цифровизации медицины до конца года. И перегибы на местах.