USD
515.89₸
-7.830
EUR
536.32₸
-7.770
RUB
5.17₸
-0.030
BRENT
73.65$
BTC
98487.40$
-282.000

Главные тренды развития рынка public relations Казахстана

Рынок PR остается «серым»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Главные тренды развития рынка public relations Казахстана- Kapital.kz

31 мая в Алматы открылся 16-й международный PR-форум «Neo PR. Коммуникации 360». О главных трендах развития рынка public relations «Капитал.kz» побеседовал с Асель Карауловой, президентом коммуникационной группы Казахстанского пресс-клуба, председателем совета НАСО.

Деньги остаются без учета

Главный интерес — вопрос денег, вращающихся на рынке PR, — остается открытым. «Цифры — сложный вопрос. Я возглавляю Национальную ассоциацию по связам с общественностью, мы много лет не можем посчитать рынок, — говорит Асель Караулова. — Рынок остается непрозрачным, много проектов идет через „серые“ компании, созданные под конкретные проекты, и они не раскрывают свои обороты. Также отмечу большую долю проплаченных материалов, что по международным стандартам относится к рекламе. Причем если считать долю госзаказа в структуре платных публикаций, она достаточно высокая. Поэтому я не могу дать вам точную цифру объема PR-рынка в стране. По степени влияния на общественное мнение первенство остается за телевидением, оно на первом месте по рекламе и PR-потреблению. Количество денег для digital-инструментов растет, для газет падает, но их хорошо поддерживает система госзаказа».

Доверие к СМИ падает

Первый главный международный тренд — падение доверия к СМИ. «Международные PR-ассоциации пишут о падении доверия к национальным средствам массовой информации. Это вызвано тем, что медиаполе очень сильно политизировано. Обывателю сложно понять, где заканчивается политика и начинается достоверная информация, — говорит Асель Караулова. — В меньшей степени это проявляется в странах, где медиарынок хорошо отрегулирован, работают принципы сдержек и противовесов и правила этики. Но даже там интересы читателя зачастую уходят на второй план. Этот тренд четко виден и на нашем рынке».

Фейковых новостей все больше

Фейковых новостей все больше во всем мире — как с ними бороться? «Мы видим, что и в нашей стране фейковые новости широко распространяются через соцсети. В мире работают организации по определению фейков, есть подобная организация и у нас, она занимается проверкой, владеет инструментами определения фейковых новостей. Но обычные люди не пользуются этим инструментарием и не могут отличить фейк от настоящей новости, — констатирует Асель Караулова. — Поэтому часты публичные скандалы, домыслы, слухи. Общество и бизнес становятся жертвой распространения огромного количества странных непроверенных новостей. Задача коммуникатора сегодня — уметь определить фейк и дать достойный ответ и разъяснение. Мы говорим сейчас, что PR-эксперт постоянно должен „крутить голову“ на 360 градусов, быть готовым 24 часа 7 дней в неделю быть на связи с потребителями, аудиторией, коллегами, партнерами и конкурентами. Таков тренд в мире и у нас».

Искусственный интеллект наступает

Один из главных глобальных трендов — использование искусственного интеллекта в разработке и проведении PR-стратегий. Искусственный интеллект в состоянии создавать, например, пресс-релизы, делать аналитику и мониторинг по ключевым словам, создавать материалы. В нашей стране больших вложений в подобные инструменты пока не делают. «Этот тренд до нас пока не дошел. Думаю, рано или поздно такие инструменты появятся и у нас, сейчас же мы делаем с помощью программ анализ публикаций в СМИ и соцсетях», — говорит Асель Караулова.

PR «заплутал» в социальных сетях

Развитие digital-инструментов и удобство работы с соцсетями сформировали мнение, что именно здесь можно фокусировать всю стратегическую PR-работу. Даже госструктуры увлеклись работой с блогерами и соцсетями, забывая о традиционных СМИ и других целевых аудиториях. «Возможно, digital дает быстрые результаты, что любят маркетологи. Однако если говорить о создании и укреплении репутации компании, то это системная работа. Она должна вестись и с традиционными СМИ, с местными сообществами, с общественными организациями, с инвесторами, c сотрудниками, — считает Асель Караулова. — Сейчас бюджеты охотно пересматриваются в пользу digital. Но один инструмент не сможет заменить весь спектр стратегической PR-работы. Я считаю, работа должна быть системной по всем направлениям. С другой стороны, каналов коммуникации так много, что сложно угадать, какой из них боле точно донесет ключевое сообщение до нужной аудитории. Некоторые компании пытаются использовать все каналы, и сообщения просто теряются в общем потоке информации».

Контент размыт, запутался читатель

«Размывание контента» — термин, отражающий процесс мимикрии проплаченных материалов под редакционные. В итоге стирается грань между реальной историей и рекламным материалом. «Размывание контента — проблема глобальная. На развитых рынках политика в отношении рекламы жесткая, однако обилие инструментов, например, нативной рекламы и т. д., позволяет маскировать природу материалов. И хотя уважающие себя СМИ обязательно обозначают рекламу и проплаченный контент, рядовой читатель не обращает внимания на эти значки и просто потребляет контент, — говорит Асель Караулова. — А обычная „джинса“ продолжает разрушать наш рынок. Западные ассоциации настаивают на более четком выделении проплаченных материалов. Нам тоже следует ужесточать требования в этой части».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.