Главные тренды развития рынка public relations Казахстана
АВТОР

05.06.2018 • 08:30 1677

Главные тренды развития рынка public relations Казахстана

Рынок PR остается «серым»

31 мая в Алматы открылся 16-й международный PR-форум «Neo PR. Коммуникации 360». О главных трендах развития рынка public relations «Капитал.kz» побеседовал с Асель Карауловой, президентом коммуникационной группы Казахстанского пресс-клуба, председателем совета НАСО.

Деньги остаются без учета

Главный интерес — вопрос денег, вращающихся на рынке PR, — остается открытым. «Цифры — сложный вопрос. Я возглавляю Национальную ассоциацию по связам с общественностью, мы много лет не можем посчитать рынок, — говорит Асель Караулова. — Рынок остается непрозрачным, много проектов идет через „серые“ компании, созданные под конкретные проекты, и они не раскрывают свои обороты. Также отмечу большую долю проплаченных материалов, что по международным стандартам относится к рекламе. Причем если считать долю госзаказа в структуре платных публикаций, она достаточно высокая. Поэтому я не могу дать вам точную цифру объема PR-рынка в стране. По степени влияния на общественное мнение первенство остается за телевидением, оно на первом месте по рекламе и PR-потреблению. Количество денег для digital-инструментов растет, для газет падает, но их хорошо поддерживает система госзаказа».

Доверие к СМИ падает

Первый главный международный тренд — падение доверия к СМИ. «Международные PR-ассоциации пишут о падении доверия к национальным средствам массовой информации. Это вызвано тем, что медиаполе очень сильно политизировано. Обывателю сложно понять, где заканчивается политика и начинается достоверная информация, — говорит Асель Караулова. — В меньшей степени это проявляется в странах, где медиарынок хорошо отрегулирован, работают принципы сдержек и противовесов и правила этики. Но даже там интересы читателя зачастую уходят на второй план. Этот тренд четко виден и на нашем рынке».

Фейковых новостей все больше

Фейковых новостей все больше во всем мире — как с ними бороться? «Мы видим, что и в нашей стране фейковые новости широко распространяются через соцсети. В мире работают организации по определению фейков, есть подобная организация и у нас, она занимается проверкой, владеет инструментами определения фейковых новостей. Но обычные люди не пользуются этим инструментарием и не могут отличить фейк от настоящей новости, — констатирует Асель Караулова. — Поэтому часты публичные скандалы, домыслы, слухи. Общество и бизнес становятся жертвой распространения огромного количества странных непроверенных новостей. Задача коммуникатора сегодня — уметь определить фейк и дать достойный ответ и разъяснение. Мы говорим сейчас, что PR-эксперт постоянно должен „крутить голову“ на 360 градусов, быть готовым 24 часа 7 дней в неделю быть на связи с потребителями, аудиторией, коллегами, партнерами и конкурентами. Таков тренд в мире и у нас».

Искусственный интеллект наступает

Один из главных глобальных трендов — использование искусственного интеллекта в разработке и проведении PR-стратегий. Искусственный интеллект в состоянии создавать, например, пресс-релизы, делать аналитику и мониторинг по ключевым словам, создавать материалы. В нашей стране больших вложений в подобные инструменты пока не делают. «Этот тренд до нас пока не дошел. Думаю, рано или поздно такие инструменты появятся и у нас, сейчас же мы делаем с помощью программ анализ публикаций в СМИ и соцсетях», — говорит Асель Караулова.

PR «заплутал» в социальных сетях

Развитие digital-инструментов и удобство работы с соцсетями сформировали мнение, что именно здесь можно фокусировать всю стратегическую PR-работу. Даже госструктуры увлеклись работой с блогерами и соцсетями, забывая о традиционных СМИ и других целевых аудиториях. «Возможно, digital дает быстрые результаты, что любят маркетологи. Однако если говорить о создании и укреплении репутации компании, то это системная работа. Она должна вестись и с традиционными СМИ, с местными сообществами, с общественными организациями, с инвесторами, c сотрудниками, — считает Асель Караулова. — Сейчас бюджеты охотно пересматриваются в пользу digital. Но один инструмент не сможет заменить весь спектр стратегической PR-работы. Я считаю, работа должна быть системной по всем направлениям. С другой стороны, каналов коммуникации так много, что сложно угадать, какой из них боле точно донесет ключевое сообщение до нужной аудитории. Некоторые компании пытаются использовать все каналы, и сообщения просто теряются в общем потоке информации».

Контент размыт, запутался читатель

«Размывание контента» — термин, отражающий процесс мимикрии проплаченных материалов под редакционные. В итоге стирается грань между реальной историей и рекламным материалом. «Размывание контента — проблема глобальная. На развитых рынках политика в отношении рекламы жесткая, однако обилие инструментов, например, нативной рекламы и т. д., позволяет маскировать природу материалов. И хотя уважающие себя СМИ обязательно обозначают рекламу и проплаченный контент, рядовой читатель не обращает внимания на эти значки и просто потребляет контент, — говорит Асель Караулова. — А обычная „джинса“ продолжает разрушать наш рынок. Западные ассоциации настаивают на более четком выделении проплаченных материалов. Нам тоже следует ужесточать требования в этой части».

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Асель Караулова Neo PR. Коммуникации 360 PR-рынок РК

05.06.2018 • 08:30 1677

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Главные тренды развития рынка public relations Казахстана
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика