USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
87.97$
+0.240
BTC
64026.60$
-79.400

Опубликовано обращение председателя Верховного Суда РК

Жакип Асанов подчеркнул, что примирение всегда было и будет лучшим способом решения спора

Share
Share
Share
Tweet
Share
Опубликовано обращение председателя Верховного Суда РК- Kapital.kz

В развитых странах 70−90% споров заканчивается примирением вне суда. Это самый верный способ снизить конфликтность среди населения и формировать толерантное общество. В Казахстане также создаются условия для примирения сторон как до суда, так и в самом суде. К примеру, в регионах открываются Центры внесудебного примирения. Об этом в своем обращении написал председатель Верховного Суда РК Жакип Асанов. Ниже предлагаем полный текст обращения.

В мире нет ни одной страны, где не бывает споров. Абсолютно в каждом обществе люди спорят, даже в развитых государствах. Это нормальное явление.

Разница — в культуре разрешения споров. В нас еще сидит старый стереотип — любой спор должен решаться только в суде. Даже малейший конфликт — сразу идём в суд.

А что нас ждет там?

Во-первых, в суде дела рассматриваются не быстро. Множество процедур, кипы бумаг, хождений по коридорам.

Пока суд примет решение, пройдет не одно заседание. Дальше жалобы, обращения, просьбы «наверх». Апелляция в областной суд, затем ходатайство в Верховный. Наши люди ведь, чуть что, бросают все и начинают искать «нужные связи». Эмоции, возмущения, агрессия — с каждым этапом их все больше и больше. Плюс все дела, личные, семейные, по работе, бизнес — все это приходится «заморозить».

Во-вторых, суд — это госпошлина, судебные издержки, наем юриста, адвоката, расходы на дорогу, проживание и др.

В-третьих. И даже после всего этого нет никакой гарантии, что спор решится положительно.

Наоборот, если оппонент — родственник, друг, коллега, то отношениям между ними будет нанесен колоссальный урон.

Суд — это все-таки арена для тяжб. Нередко в ходе ссоры там мы слышим перепалку, оскорбления, унижения. Люди идут на поводу гнева, «ранят» друг друга словами. После этого близкие нередко перестают общаться навсегда, а друзья становятся заклятыми врагами.

Как председатель Верховного Суда покажу другую сторону проблемы. У нас из года в год сильно растет число споров. Если в 2013 году в судах было рассмотрено 1,25 млн дел, то в 2017 году — 2,6 млн, т. е. в два раза больше.

Это прямо влияет на качество судебных решений, на сроки рассмотрения дел, так как растет нагрузка на судей. У каждого судьи одномоментно бывает 100 гражданских дел и материалов.

Нас настораживает ежегодный рост судебных тяжб. Особенно там, где спорят супруги, родственники, соседи по бытовым, по сути, незначительным вопросам. Большинство из них можно было бы решить и без суда, не повышая конфликтность в нашем общем доме — Казахстане.

Вот, собственно, почему появилось это мое обращение.

Прежде чем идти в суд, стоит еще раз подумать. Не поддались ли вы эмоциям? Все ли возможности исчерпали? Можно ли дать еще время? Ведь люди после всех этих судебных мытарств и стрессов часто потом жалеют, что не разрешили конфликт до суда.

Поэтому лучший вариант — найти силы и примириться. Когда есть компромисс — все только в выигрыше. Не теряют время. Экономят деньги. Сохраняют нервы и достоинство.

Наши предки всегда говорили «кешірімді бол» — умей прощать. Это древнее назидание сидит у нас в крови. Именно поэтому главной миссией казахских биев было не определить — кто прав, кто виноват, а примирить спорящих.

Сегодня в мире наблюдается глобальный тренд в правосудии — это поиск компромисса между сторонами спора. Акцент в развитых странах делается на мировое соглашение — там 70−90% споров заканчивается примирением вне суда.

Это самый верный способ снизить конфликтность среди населения и формировать толерантное общество. А это один из базовых принципов для процветания государства.

Поэтому мы берем за основу этот тренд и создаем все условия, чтобы и наши люди имели возможность и условия для примирения как до суда, так и в самом суде.

В регионах уже появляются Центры внесудебного примирения. Там будут работать медиаторы, психологи, конфликтологи и другие специалисты. Это мы делаем вместе с Федерацией профсоюзов и Ассамблеей народа Казахстана.

Задача этих Центров — найти и предложить спорящим приемлемое для них решение. Преимущество примирения в том, что оно не только урегулирует спор, но и восстанавливает отношения. Стороны приходят к согласию по собственному желанию, осознанно.

Медиатора каждый выбирает сам, там нет коррупции.

Примириться можно и в суде. Этот механизм у нас уже работает. В суде рассмотрение спора можно прекратить на любой стадии. Главное — желание сторон.

Местные суды обязаны разъяснить все эти моменты.

Уважаемый читатель, примирение всегда было и будет лучшим способом решения спора.

Сделанный шаг к примирению намного благороднее, чем победа любой стороны в суде.

С уважением,

председатель Верховного Суда

Ж. Асанов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.