Алматы по уровню зрелости среди smart-городов набрал 1,7 балла из пяти максимальных. Для сравнения: 4 балла получили Сеул, Сингапур, Дубай. Такие города, как Барселона, Лондон, Нью-Йорк и Москва, заработали по 3 балла, Будапешт и другие города Восточной Европы — 2 балла. Об этом на Инновационном форуме в Алматы сообщил аким Бауыржан Байбек.
Впрочем, есть и оптимистичные планы по развитию мегаполиса. «По амбициозному плану, к 2030 году предполагается, что Алматы наберет 5 баллов», — отмечает Андрей Беклемишев, региональный директор IDC Центральная Азия&Азербайджан. Кстати, именно компания IDC является одним из разработчиков проекта Smart Almaty.
Для того чтобы мегаполис подтягивался к уровню «умных» городов, акимат Алматы намерен развивать 7 основных проектов.
Первый — сделать город комфортным за счет улучшения качества окружающей среды и сервиса как среди госорганов, так и в частном бизнесе. «Алматы должен стать городом для людей, а не для машин», — заявил Бауыржан Байбек.
«Когда вы едете на машине и нет пробок, вам кажется, что город комфортный, но это не так. Проект Smart Almaty предполагает, чтобы город был удобным для всех, в том числе для пешеходов. Главное, чтобы по мегаполису могли передвигаться все — и мамы с колясками, и пожилые люди. Мы с акиматом Алматы разработали ряд проектов в области урбанистики. В 2017 году уже проведена модернизация парков и скверов. На конкурсе урбанистов мы уже определили 26 парков и скверов, которые будут модернизированы. Из 26 проектов 8 будут видоизменены до конца 2017 года. Кроме того, улица Панфилова станет пешеходной. Кстати, у нас есть еще несколько улиц, которые мы планируем сделать пешеходными», — отметил Руслан Асаубаев, заместитель председателя Центра развития Алматы.
На форуме Бауыржан Байбек затронул одну из самых критичных проблем для города — перенасыщенность Алматы автомобилями. Эта проблема должна решиться за счет реализации второго проекта Smart Almaty, который обеспечит городскую мобильность в мегаполисе. «В Алматы почти миллион машин, и треть из них иногородние. С транспортными проблемами сталкивались в Нью-Йорке, Шанхае, Риме и других мегаполисах. Уличная сеть перегружена, поэтому городские власти задумали провести масштабную транспортную реформу по опыту других стран. Но она наталкивается на серьезное сопротивление в городе», — подчеркнул аким мегаполиса.
Относительно недавно на улицах Алматы стали появляться паркоматы, через которые можно оплатить парковку. Стоимость часа парковки обойдется в 100 тенге. Андрей Беклемишев обращает внимание, что он с большим удовольствием пользуется паркоматами. «Чаще всего на парковках, обеспеченных паркоматами, есть места. У нас ведь зачастую граждане Алматы не готовы платить за парковку. Хотя в Алматы парковка в целом очень дешевая. На днях был в Праге, там стоимость парковки в подземном паркинге торгового центра составила почти 3 евро в час — около 1 тыс. тенге. Кстати, три года назад в Вене стоимость парковки автомобиля на одну ночь в центре города достигала 50 евро. У нас же, в Алматы, за 50 евро в жилом комплексе можно арендовать место в крытом паркинге на один месяц. Когда на инновационном форуме один из спикеров попросил сидящих в зале поднять руки тех, кто за платную парковку, за платные парковки никто не проголосовал. Хотя платные парковки — это тот инструмент, который позволит нам разгрузить улицы. Парковка станет более упорядоченной, когда владельцы авто будут знать о неотвратимости наказания за парковку в неположенном месте», — замечает Андрей Беклемишев.
Третий проект — обеспечение доступного сервиса для жильцов. Так, как отмечает аким, ежегодно поступает более 2 тыс. жалоб, касающихся работы КСК. Для повышения качества обслуживания домов акимат усилил контроль работы КСК, публикуется их отчетность, в каждом пятом КСК проведен аудит.
Как именно будет трансформироваться работа КСК, рассказал Руслан Асаубаев. «Многие жители жалуются, что КСК не работает, но ведь жильцам по силам изменить ситуацию. Для того чтобы поменять главу КСК, нужно провести собрание жильцов. Но, одновременно, жители говорят, что такие собрания проходят в будни, и у них нет времени туда попасть. За счет проекта Smart Almaty мы намерены изменить всю процедуру взаимодействия КСК с жителями. Мы уже запустили портал, где есть информация, какой дом относится к тому или иному КСК. Второй этап — мы хотим создать сервис для коммуникаций КСК с жильцами, чтобы заявки по сгоревшим лампочкам в подъездах и другие отслеживались в онлайн-режиме. Если заявки многократно не принимались КСК к сведению, то тогда уже можно будет ставить вопрос о компетенции руководителей КСК. Также через новый портал можно будет проводить онлайн-голосование за принятие бюджета КСК», — заметил Руслан Асаубаев.
Четвертый проект — социально ориентированный город, который предполагает развитие таких сфер, как образование, здравоохранение, культура, спорт, языки.
Пятый проект — открытый бюджет. В рамках проекта «Алматы-2020» был пересмотрен бюджет города. Необходимый объем средств для развития города увеличен на 44%. «Но при этом все государственные организации должны публиковать свои бюджетные проекты и отчеты по ним. На сегодняшний день 54% городских управлений не обнародовали свои бюджетные программы, 75% не предоставили отчеты об их реализации», — заметил Бауыржан Байбек.
Шестой проект — открытые данные. «Многие госорганы держат свои данные закрытыми. Мы должны разрушить монополию на их владение. Это создает коррупцию. Нами открыты данные на портале „Алматы генплан“, размещены схемы красных линий, мощности тепловых и электросистем, водоснабжения. Это в два раза сократило время на разработку инженерных проектов», — сообщил глава мегаполиса.
И последний, седьмой, проект — «Безопасный город», где люди 24 часа в сутки могут гулять по улицам с инфраструктурной безопасностью. В Алматы 5 лет назад внедрен цифровой мониторинг правонарушений. «С помощью камер зафиксировано более 2 млн нарушений правил дорожного движения. Капитальные затраты на этот проект окупились в первые два года и обеспечили поступления в бюджет в сумме 13 млрд тенге», — резюмировал Бауыржан Байбек.