Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев, выступая на Евразийском медиа-форуме, отметил, что одна или две «фейковые» новости не сделают погоду ни в одной стране мира. Однако следует опасаться системы, при которой эти «фейковые» новости будут поставлены на поток. Особенно, это таит угрозу для таких молодых стран как Казахстан.
«Чем больше разной информации поступает, тем больше вырастает возможность манипулировать людьми. И это тот вызов, который стоит перед нами — манипуляции происходят как со стороны мошенников, так и со стороны деструктивных сил. Манипуляции будут происходить все более и более изощренней. Чем больше будет информации, тем сложнее людям станет пользоваться ею, отделять зерна от плевел», — заявил Даурен Абаев в рамках дискуссии на тему «Возобладает ли истина? На пути к „третьей мировой“ — в контексте глобальной информатизации».
Он добавил, что в конце текущего года планируется запустить высокоскоростной интернет в казахстанских поездах, который позволит смотреть фильмы и отслеживать социальные сети и развлекательный контент в дороге.
«Но я отношусь к этому с некоторой долей тревоги. Потому что, когда раньше я 20 часов проезжал на поезде между Астаной и Алматы, я успевал за эти 1,2 тыс. км я прочесть две книги. Сейчас же все больше и больше людей станут визуалами, воспринимающими информацию через развлекательный контент. А методы манипулирования продолжат меняться и ухудшаться», — предостерег Даурен Абаев.
В то же время министр информации и коммуникаций подчеркнул, что бывает, что мы переоцениваем ситуацию с «фейковыми» новостями. Потому что одна-две таких новости роли не играют — общество их «переварит». Подобные новости не могут быть выгодны сильным мира сего, так как они не изменяют ситуацию, а в случае разоблачения, могут ударить по имиджу и репутации отдельных правителей. По словам Даурена Абаева, опасаться нужно системной работы по изготовлению «фейковых» новостей.
Прокомментировал Даурен Абаев и запрет госслужащим пользоваться смартфонами в контексте их запоздалой реакции на «фейковые» новости.
«Я не вижу связи запрета на смартфоны в госорганах и оперативностью наших чиновников. Здесь госорганы всегда в проигрышном положении, потому что мы в отличие от „фейка“ или от конкретного человека, пользователя соцсетей, не можем ответить моментально. Например, если человек утверждает, что в здании заложена бомба, то спецорганы должны проверить, на это требуется время. В современном мире, мы понимаем, что правило „золотого часа“ уже не работает и нужно быстрее информировать население. И мы работаем над этим. Но все же во всем мире госорганы находятся в более уязвимом положении перед распространителями „фейковых“ новостей», — заверил Даурен Абаев.
Дополняя министра, гость из Великобритании — основатель Trafalgar Strategies Джайлс Кенингам заметил, что он хоть и не поддерживает государственное регулирование СМИ в целом, но должно быть введено определенное давление на социальную сеть Facebook.
«Может быть, это давление должно быть оказано со стороны государства, если Facebook не приведет свой „дом“ в порядок, потому что мы сейчас видим порой невероятные и ужасные истории, которые происходят через быстрое распространение „фейковых“ новостей в Facebook», — сказал Джайлс Кенингам.
Журналист и режиссер из Великобритании Шахида Туляганова добавила, когда она работала в новостной организации, неоднократно фиксировала «фейковые» новости в таких странах как Турция, Сирия, Китай и Россия. При этом она пришла к выводу, что в производстве «фейк-ньюс» виноваты не только чиновники, но и сами СМИ, которые сознательно выбирают одну из противоборствующих сторон. Сами журналисты порой выбирают мир в черно-белых тонах, который затем подают как единственно возможный.
Заместитель председателя Музея журналистики и новостей «Newseum» в США Шелби Коффи III рекомендовал все же принять такие инструменты как Google и Facebook как данность, с которой нам предстоит жить и в будущем.
«Это невероятные рекламные машины. Телевидение и газеты представляют собой старые методы подачи новостей. В 2006 году американская индустрия газет имела 55 млрд долларов рекламных доходов. Но уже в 2012 году, что показывает скорость перемен в технологическом мире, эта сумма упала до 27 млрд долларов. То есть, наполовину упали рекламные доходы за шесть лет. Тем временем, тогда же в 2012 году компания Google уже обладала 60 млрд долларами рекламных доходов. С тех пор сумма стала только выше. Потому что, эти ресурсы используют рекламные предпочтения населения, чтобы напрямую обращаться к каждому пользователю. Это прогресс, от которого мы не уйдем», — прокомментировал Шелби Коффи.