Завершается срок всенародного обсуждения проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». В общей сложности, в рабочую группу по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти поступило около трех тысяч предложений. Тем временем, содержание конституционной реформы, перспективы усиления института парламента в Казахстане, роль партий и гражданского общества в политической модернизации стали темой дискуссии с участием казахстанских экспертов, прошедшей в Астане, на площадке Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг». Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Директор общественного фонда «Институт развития конституционализма и демократии» Мереке Габдуалиев акцентировал внимание на том, что усиление полномочий представительского органа следует рассматривать, прежде всего, в контексте развития механизма парламентского контроля за правительством.
По мнению эксперта, модель взаимоотношений между правительством и парламентом должна включать в себя следующие параметры. Во-первых, позволять парламенту коллегиально влиять на назначение премьер-министра и формирование состава правительства. Во-вторых, усиливать роль законодательного органа в осуществлении парламентского контроля в отношении решений и действий правительства через механизмы заслушивания отчетов об исполнении республиканского бюджета, парламентских расследований, объявления вотума недоверия кабинету министров. Наконец, постановки вопроса об освобождении от должности некоторых членов правительства.
«В условиях казахстанской политической действительности была бы приемлема смешанная модель избирательной системы, при которой депутаты нижней палаты парламента избирались бы поровну. Такая модель позволила бы сочетать положительные стороны мажоритарной избирательной системы — постоянную связь депутата со своими избирателями, знание своего округа, его проблем, людей. А также пропорциональной избирательной системы — обеспечение адекватного представительства политических сил в парламенте, развитие политического плюрализма в обществе, выявление политических интересов населения, что способствовало бы более эффективной связи между государством и обществом», — заявил Мереке Габдуалиев.
Директор экспертно-проектного бюро общественно-политических процессов Уразгали Сельтеев упомянул о контексте конституционной реформы, который зарубежные эксперты поспешно связали с подготовкой к так называемому «транзиту власти». По мнению эксперта, необходимость реформ связана не с какой-то внештатной ситуацией, а запросом общества и элит на реформы.
«Я считаю, что не стоит искать здесь подводные камни. Все предельно ясно. Во-первых, это попытка удовлетворить общественный запрос на политические изменения на краткосрочный период. Во-вторых, это некий нивелирующий фактор, который должен снизить остроту внутриэлитных противоречий. Очевидно, что они сильно обостряются и протекают в гиперформах. То есть и элитам, и обществу дан сигнал, что обозначен вектор пошаговых изменений», — отметил Уразгали Сельтеев.
Эксперт привел цифры недавнего прошлого. По его словам, согласно данным Института политических решений, еще в 2012 году число сторонников за постепенные реформы достигло 46% среди граждан Казахстана. Второе на что обратил внимание эксперт, это на уровень доверия к государственным структурам, который демонстрирует критические показатели. По его словам, согласно данным бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope, еще в 2013 году 90% казахстанцев не доверяли государственным органам в целом. Рейтинги правительства, парламента и областных акиматов колебались на уровне 3−5%.
«Маловероятно, что партийный расклад в парламенте может измениться, исходя из опыта электоральных кампаний 2012 и 2016 годов. В этой связи, целесообразно реанимировать такой институт как Общественная палата. В 2007 году она уже создавалась. В чем здесь замысел? Сейчас уже стали привлекать экспертное сообщество к обсуждению законопроектов в Мажилисе. Но это временные группы. Почему бы на постоянной основе не закрепить данный механизм. В Общественную палату вновь могут войти представители внепарламентских партий, активных НПО, профессиональных сообществ — экономисты, юристы, политологи, социологи
Эксперт добавил, что для практической реализации конкретных функционалов парламента необходимо продвижение законотворческих инициатив через фракции депутатов.
«На моей памяти такой механизм срабатывал лишь однажды. В 2010 году центральный аппарат партии „Нур Отан“ внес изменения по гуманизации экономических преступлений. Кроме того, нужна четкая кадровая политика. То есть, выдвижение кандидатур на позиции министров и акимов должны проходить через партийную линию. Возможно, это будет формальное номинирование, но это уже зачатки партийного, а значит коллегиального управления», — констатировал Уразгали Сельтеев.