USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.34$
-0.090
BTC
90642.00$
+1126.700

«Турксиб» — это прорыв

В Алматы состоялось событие, недооценить которое невозможно, а забыть нереально

Share
Share
Share
Tweet
Share
«Турксиб» — это прорыв- Kapital.kz

19 декабря в Алматы состоялось событие, недооценить которое невозможно, а забыть нереально. Многие из покидавших зал Театра оперы и балета им. Абая тем вечером молчали, глубоко погруженные в свои мысли, а те, что не молчали, нервно болтали, пытаясь выразить то, что разбудил в них этот спектакль, перфоманс, кинопоказ, концерт — премьера отреставрированной версии фильма «Турксиб» с новой музыкой.

Одна из первых когда-либо снятых на территории Казахстана кинокартин — «Турксиб» (1929) — немая документальная лента режиссера Виктора Турина, получившего профессиональное образование в Голливуде. Он сумел в суровые годы первой советской пятилетки и на таком «индустриальном» материале сотворить картину, полную высоких художественных достоинств. В то же время она исторический документ: настолько естественно, без выдумки и, разумеется, спецэффектов, картина передает все происходившее почти 90 лет назад в казахской степи. Хлопковые поля и пустыни, лающие собаки и земледельцы, заболоченная местность и мирно дремлющие жители казахского аула, механизмы первой половины прошлого века, перекати-поле, рабочие, руками которых знаменитая железная дорога была построена к 1930 году и, конечно же, главный герой — паровоз. Первый вопрос, который фильм вызывает после просмотра: как вообще было возможно снять это в те далекие годы, когда кинематограф, тем более документальный, делал свои первые шаги? Анимация, потрясающие планы, авангардный по тем временам постпродакшен, монтаж и размещение операторской камеры где угодно, будто снята лента в 2016-м: в воздухе, в кабине экскаватора, рядом с колесными парами паровоза.

fc7443605eb6269b0365e295af1.jpg

Авторы идеи титрования на казахском языке, создания новой музыки и представления результата нашей публике — Шукеновы — директор киносети «Арман» Бауржан и его дочь кинопродюсер Наргиз. Как заметил на показе Бауржан, «так получилось, что к 10-летию независимости Куат Шильдебаев создал „Отан ана“, которая в исполнении Батыра стала вторым гимном страны, и сейчас — уже к 25-летию — он создал произведение, которое по масштабам, силе и значению не уступает той песне».

С новой музыкой нашего великого (без пафоса) современника Куата Шильдебаева «Турксиб» это шедевр — настолько сильное воздействие оказывают на зрителя изображение и исполненная «Камератой Казахстана» (худрук — Гаухар Мурзабекова, дирижер — Павел Тарасевич) и солистами на народных инструментах музыка. В тот вечер звучали дудук, домбра, кылкобыз, сыбызгы и сазсырнай. Усиленное звуковое оборудование, электронные сэмплы, запускаемые с компьютера, работа звукорежиссера Ивана Федотчева и удивительное соответствие аудиоряда кинокадрам — все это вкупе и довело зрителя до экстаза. Зал аплодировал невероятно долго и для театра, и для подобных представлений, смолкнув лишь тогда, когда маэстро Шильдебаев и музыканты стали покидать сцену. Чуть погодя в фойе создатель новой музыки, до последнего бывший неуверенным в том, как прозвучит написанное им вживую, шальными глазами смотрел в глаза подходивших к нему со словами признательности зрителей.

28b46dd4a3497c3da585c4fa1f7.jpg

Невероятно, но факт: и четверть века спустя обретения независимости какие-то вещи остаются в Казахстане неизменными. Прорывные проекты, которые выводят на новый более высокий уровень сразу и культуру, и музыку, и людское самосознание, поддерживают те, кому это действительно важно и дорого, только не государство и не национальные компании. С одной стороны, полное игнорирование КТЖ премьеры фильма о железной дороге, без которой КТЖ просто не была бы тем, чем является сегодня. С другой — фонд «Сорос-Казахстан», напротив, поддержавший проект. Среди оказавших помощь на уровне веры в проект и финансов и компания «Шеврон», тоже не в Казахстане родившаяся. Но все-таки что-то меняется, поэтому в числе поддержавших обновление «Турксиба» и бизнес-инкубатор «Мост», и фонд «Алмалы жумак» и его основатель бизнесмен Маргулан Сейсембаев.

Ко мне обратился Бауржан (Шукенов — прим. ред.). Мы друг друга давно знаем, и Куата (Шильдебаева — прим. ред.) я давно знаю. Бауржан рассказал о проекте. Вникнув в нюансы, узнав, кто, когда реставрировал картину, какую музыку делали, я решил поддержать его.

— Что повлияло на ваше решение?

— Фильм показывает Казахстан в существенный, переломный момент, когда происходило изменение уклада жизни кочевого народа. Другая причина — это немое документальное кино, классика жанра, даже британцы это признали. Третий момент касается нашей истории. Казахам не хватает материальных носителей истории, и мы должны бережно относиться к имеющимся артефактам. А наш фонд — «Алмалы жумак» — поддержал «Турксиб», потому что проект имеет прямое отношение к его программе. Все это в совокупности помогло мне принять решение и оказать помощь Бауржану и Наргиз в осуществлении их идеи. Значимость того, что сделано и сегодня было представлено публике, переоценить трудно.

— Фонд, как видно из названия, как-то связан с развитием у нас яблочной культуры?

— Мы создали его в этом году, и его цель — популяризация Алматы как города яблок. Фонд некоммерческий, мы продвигаем культуру потребления яблок и знания об истории края. Фильм «Турксиб» как нельзя лучше соответствует нашей миссии. А яблоки — это не только бизнес, выращивание, торговля, это и культура, и благотворительность. Фонд финансирует то, что не имеет отношения к собственно бизнесу: выставка картин яблок, создание музея яблок в Алматы (сейчас подбираем помещение), приобретение саженцев, которые ребята из детдома высадили на Коктюбе, Apple Fest, Alma Qala, восстановление яблонь Сиверса — это все наши проекты.

— В чем заключалась ваша поддержка проекта? Просто дали денег?

— Нет, но в творческий процесс, в работу Куата мне с моими музыкальными способностями лезть с какой стати? Когда Куат начал писать, я послушал отрывок, фрагмент — примерно 10−15% всего саундтрека — чтобы понять, в каком направлении он двигается, чтобы музыка не была слишком трагичной или, напротив, оптимистичной с точки зрения передачи настроения. Прослушав, я понял, что Куат поймал — не мне, конечно, судить, — но он поймал правильную волну. Его музыка была на контрасте с той музыкой, что сделали англичане. И я бы хотел, чтобы проект пошел дальше, чтобы как минимум в каждом областном центре страны фильм с новой музыкой показали.

Бауржан Шукенов в связи с этим уточняет: «Мы купили права у англичан только на один показ. Что будет дальше — пока не знаем. Понимаем, что вживую исполнить еще раз музыку к фильму одновременно с демонстрацией картины — это технически, да и организационно, весьма сложная задача».

Но выполнимая. Музыканты с учетом всего лишь нескольких проведенных репетиций сумели сотворить чудо. Алматинская премьера «Турксиба» удалась на славу, и это самое неэмоциональное, что можно о ней сказать. «Это настоящий прорыв!», «Нечто!», «Сильно, потрясающе!» — далеко не полный калейдоскоп мнений, которыe можно было услышать в фойе театра после показа. Мой коллега журналист Вячеслав Абрамов так выразил свое отношение к прошедшему в Алматы событию: «Этот проект в моем восприятии — гораздо больше, чем просто восстановление фильма. Благодаря работе Куата это совершенно новая работа, которая персонально для меня получилась вовсе не о советской пропаганде, а о победе над традиционным укладом. „Турксиб“ — история о том, как менялось общество, как менялся аул. История неоднозначная, и тем ценнее, что в этом новом звучании, восстановленном и сопровожденном музыкой Шильдебаева, о ней можно будет напомнить казахстанцам».

ab48c275e6e1aa59728209fbc54.jpg

Искусствовед и арт-критик Валерия Ибраева окрестила киноаудиоработу «сильным деколониальным жестом». Заветной мечтой идеологов этого проекта было отыскать утерянную ленту «Джут» (фильм о классовой борьбе в Казахстане, 1931 — прим. ред.), восстановить ее и представить казахстанскому зрителю. Я не удивлюсь, если пропажа когда-нибудь все-таки будет найдена, и мечта Шукеновых осуществится. С учетом того, в какие рекордные сроки, с какой самоотдачей всех его участников и на какой художественной высоте был осуществлен проект «Турксиб», им явно покровительствуют сами Небеса.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.