Для очищения воздуха города Алматы в ООН предложили через экомаркировку автотранспорта отслеживать машины, которые въезжают в мегаполис. Эта мера, как считают в организации, даст понимание о степени концентрации в городе авто, которое дает наибольшие выбросы в воздушный бассейн мегаполиса. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы прежде всего должны думать об обновлении подвижного состава в городе. Все горожане возмущены дымящими автобусами и автомобилями. Все взывают, что с этим нужно что-то делать. С одной стороны, каждая машина проходит техосмотр, который показывает технические характеристики автомобиля. Но, с другой стороны, даже по базе данных ГАИ мы не сможем определить экологическое состояние тех или иных авто. Так, когда у нас любую машину ставят на учет (в ГАИ. — Ред.), грузовую, легковую или даже автобус, их экологические параметры нигде не учитываются. Единственное, сейчас на уровне государство принято решение, что завозить в страну новые авто, которые не смогут работать на топливе формата ниже Евро-4, нельзя. Этот критерий проверяют таможенные службы. Но на самом деле у ГАИ такой маркировки в базе данных не существует. Хотя анализ исследования, который был проведен и в России, и в Казахстане, свидетельствует о том, что на самом деле отсутствие этой информации — это пробел в передаче данных. То есть на самом деле добавить отдельное окошко в регистрационной базе данных ГАИ и присвоить класс тому или иному автомобилю можно, исходя из марки автомобиля, его года выпуска и степени выбросов в атмосферу», — отметила менеджер проекта программы развития ООН в РК «Устойчивый транспорт города Алматы» Елена Ерзакович на Urban Forum-2016.
Она подчеркнула, что в некоторых европейских городах обозначены специальные зоны, в которые может въезжать только транспорт с определенной экомаркировкой.
«Сейчас очень часто поднимается вопрос о запрете въезда транспорта в определенные зоны города. Это очень социальный и скорее злободневный вопрос. В Алматы этот вопрос приобретает особый характер — город планируется закрыть для всех иногородних авто. Для нас, для ООН, такой подход является совершенно неприемлемым, мы не должны ущемлять граждан по месту их проживания. И в некоторых городах, например, выделяются специальные зоны со сниженным порогом по выбросам. То есть такие зоны могут посещать только авто с определенной экомаркировкой (авто с пониженными выбросами. — Ред.)», — сообщила Елена Ерзакович.
Одновременно она подчеркнула, что в Алматы можно было организовать и «зоны, свободные от авто». «Мы два года назад встречались с администрацией Милана… Этот город одним из первых ввел такие зоны, вначале запрет коснулся только грузового транспорта. Зоны, свободные от авто, — это те районы, где мы испытываем наибольшее негативное влияние авто на окружающую среду и на население, которое там живет и работает. Мое мнение — для Алматы это наиболее понятный и приемлемый для населения механизм. Обозначенные зоны работают в более чем 400 городах мира», — уверена Елена Ерзакович.
В ООН также считают, что автодилерам стоит информировать покупателей авто о том, насколько экологично приобретаемое ими авто. «Почему нам нужна экомаркировка? Приведу пример. Каждый из нас хоть раз в жизни покупал крупную бытовую технику. Вся она маркирована, на маркировке видно, к какому классу энергопотребления относится эта техника. Это понятная для всех маркировка, мы знаем, что желательно покупать технику класса А, а не B. Но мало кто знает, что автопроизводители наносят такую же экомаркировку на авто. Но, когда мы приходим на базар или в автосалон, никто из продавцов нам не предоставляет информации о классах энергопотребления», — заметила Елена Ерзакович.
По ее словам, сейчас многие страны взимают налоги с автовладельца в зависимости от выбросов, которые производит его машина. «В Казахстане нет такой взаимосвязи. У нас есть транспортный налог, он в основном зависит от объема двигателя авто. Во многих странах при покупке машины автовладелец сразу платит за выбросы, которые может произвести его авто, и такие платежи достаточно значительны. Понятно, что внедрение таких платежей повышает цену на авто. Но, с другой стороны, таким образом формируется более ответственное отношение к покупке авто, стимулирует задуматься — является ли авто предметом первой необходимости. Например, электромобили условно относят к авто, которые не производят выбросы, они освобождены от определенных налогов. То есть государство таким образом стимулирует переход на такие авто», — сообщила Елена Ерзакович.