О кроссфите ходит множество слухов и мифов: одни считают его элитным и модным видом спорта, доступным не каждому, другие, – что это экстремальное направление, которое может даже навредить здоровью. В том, что такое кроссфит и как он развивается в Казахстане, постарался разобраться корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz».
Кроссфит – это многофункциональные высокоинтенсивные тренировки, программа которых включает в себя элементы разных физических дисциплин: бег, тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, гимнастика, гирьевой спорт и так далее. Несмотря на предвзятое мнение о том, что такие нагрузки подходят только профессиональным спортсменам, методика кроссфита допускает работу с людьми различного уровня подготовки и разного возраста. Многие люди приходят в зал и начинают занятия буквально с нуля. Зачастую цели занятий бывают абсолютно разными – кто-то хочет улучшить свою физическую форму, похудеть или же просто найти себе новый круг общения.
«Кроссфит – это отдушина. Придя в зал, я обрела еще одну семью. Это больше чем хобби, это как половина жизни, которую ты проводишь в этом зале, тренируясь. Лично для меня это возможность уйти от обыденности и окунуться в другой мир, в мир спорта», – рассказывает Анна Товченик, чемпионка Азии по CrossFit, The fittest women in Kazakhstan по версии crossfit.com.
На самом деле для многих, как говорил основатель бренда «кроссфит» Грэг Глассман, это направление, в первую очередь сообщество и особая философия, которая начинается с веры в фитнес, а бизнес и все остальное – вторично.
«У каждого зала свой характер, например, как у каждой страны или города. Мы стремимся к тому, чтобы люди менялись», – рассказывает Алексей Ушаков, тренер по кроссфит-категории L1, L2. Многие тренеры и действующие спортсмены утверждают, что кроссфит у каждого свой. Как говорит Алексей, плох не сам этот вид фитнеса – плох его подход, если он не основан на знаниях, эмпирическом опыте и любви к своему делу.
Для Казахстана кроссфит представляет собой совершенно новое и нестандартное направление, появившееся только три года назад. Многие относятся к нему достаточно критично, считая, что у этого вида фитнеса в условиях казахстанского рынка и с учетом местного менталитета относительно короткий путь. Но, несмотря на негативные прогнозы и скептический настрой, новое направление в Казахстане прижилось.
На сегодняшний день на отечественном рынке насчитывается более десяти кроссфит-залов. Самые популярные из них – это зал на 2000 кв. м – Crossfit Brute Force, первый кроссфит-бокс – Reactor Crossfit, а также FitPark, Golden Eagle Crossfit, Aralkey Crossfit, Arlan Black Wolves Crossfit, Crossfit Laboratory и другие. Помимо Алматы, кроссфит-залы есть и в других городах Казахстана, таких как Астана, Темиртау, Караганда, Усть-Каменогорск, Семей. Цены на абонементы колеблются в диапазоне от 10 тысяч тенге в месяц и выше, в зависимости от времени и количества занятий, а также вида абонемента – безлимитного, дневного, занятия в группе или индивидуальные.
Как отмечает Алексей Ушаков, кроссфит-сообщество развивается в Казахстане семимильными шагами. «Два года назад было около 4 залов, год назад – уже 8 залов. Если сравнивать с Россией, то в Новосибирске 1 зал, в Екатеринбурге 2 зала, в Москве меньше десятка. Это серьезный показатель развития кроссфита в Казахстане», – рассказывает он. Изначально эксперты оценивали примерный спрос на кроссфит в пределах 15 тысяч человек, к сегодняшнему дню этот предел уже достигнут, и количество людей, увлекающихся кроссфитом, продолжает увеличиваться.
По словам Анастасии Уакпаевой, основательницы первого отечественного кроссфит-бокса, казахстанский кроссфит считается феноменом. По сравнению с другими странами мира, в частности, с Россией, в Казахстане самое большое кроссфит-сообщество, что связано в первую очередь с доступностью цен для среднего класса. Во всем мире кроссфит – это дорогое направление, например, в США стоимость месячного абонемента начинается в среднем от 180 долларов. Кроме этого, на казахстанском рынке предпочитают открывать большие залы с самым лучшим оборудованием. «У нас помещение меньше 500 кв. м считается недопустимым. Во всем мире, если у вас зал площадью 100 кв. м, это уже удача», – отмечает Анастасия.
Важно помнить о том, что кроссфит появился как торговая марка и масштабный проект, и только потом, популяризовавшись, уже стал приравниваться к спорту и фитнесу. Кроссфит – это бренд, и чтобы открыть свой аффилиат (зал для кроссфита), нужно изначально получить франшизу. По правилам, франшиза выдается только после получения сертификата тренера, стоимость которого в среднем на первый уровень составляет 1000 долларов. Обучение тренеров проводится по всему миру, в США и странах Европы, а также в Москве для тех, кто не владеет английским языком.
Содержать свой кроссфит-зал достаточно сложно. В первую очередь стоит учитывать стоимость франшизы (3000 долларов в год), квадратуру помещения и оборудование. Как рассказывает Анастасия Уакпаева, в свой зал они вложили уже не меньше 200 тысяч долларов. Кроссфит, как и любой фитнес, бизнес сезонный. В самые активные периоды (зачастую это осень и весна) зал может наполняться в среднем от 250 до 300 человек. При этом если человек взял месячный абонемент, это не значит, что он будет продолжать занятия постоянно. Здесь влияют многие факторы – нехватка времени, недостаток денег и так далее.
«Я могу сказать каждому: вы не бойтесь, это очень длинный путь, но очень увлекательный», – говорит Анастасия Уакпаева.