USD 447.67₸ ↓ -0.340
EUR 491.36₸ ↓ -4.500
RUB 5.74₸ ↑ +0.100
BRENT 22.76$ ↓ -9.53%
BTC 6458.00$ ↓ -0.013
ETH 134.43$ ↑ +0.001
LTC 39.34$ ↓ -0.005
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяГосударствоНазад… в будущее!

Назад… в будущее!

Казахстанские крестьяне активно объединяются в кооперативы

Лихие 90-е научили казахстанцев бороться с трудностями. Такая форма, как кооперативы, вновь актуальна. Этот год стал временем возрождения практики объединений для решения определенного круга проблем, и первопроходцами стали крестьяне Алматинской области. На сегодняшний день в регионе порядка 45 крестьянских хозяйств и создано уже 25 сельскохозяйственных производственных кооперативов. Много это или мало, какие уже победы могут праздновать СПК и почему некоторые земледельцы все еще не торопятся вступать в кооперативы? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент «Капитал.kz» в беседе с председателем СПК в городе Капшагае Думаном Майлихановым и начальником отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей г. Алматы Нариманом Абильшаиковым.

Засеять, вырастить, собрать, доставить и продать. Вот она нехитрая, на первый взгляд, цепочка-алгоритм, которой придерживаются казахстанские крестьяне. Картофель, лук, морковь, капуста – любая овощная культура проходит один и тот же путь к прилавкам магазинов. И пока только в Алматинской области работать стали сообща, объединившись в кооперативы. Инициативность этого региона объяснима – на область приходится 16% валовой сельскохозяйственной продукции в республике, здесь выращивают порядка 60 видов сельскохозяйственных культур. А значит здешним земледельцам виднее, как работать эффективнее и качественнее. Первыми предпосылками к объединению в кооперативы стали гектары неосвоенной земли. Возделать и засеять все одному не по силам, куда легче выходить в поле, представляя целую организацию. К масштабности земледельцев подтолкнули также и требования торговых сетей, которые готовы принимать продукцию в нужном им объеме, а не в том, что сумел предложить крестьянин.

Да и текущие проблемы решать легче, например, такие как дороговизна поливной воды. С этим и вовсе беда, рассказывает Думан Майлиханов. Сельскохозяйственный производственный кооператив, который он возглавляет, занимается луком. Эта овощная культура характерна для всего капшагайского региона, поскольку земля здесь песчаная и вырастить что-либо другое весьма проблематично. Но и лук дается нелегко. Один кубический метр воды в среднем здесь стоит 10 тенге. В сравнении с тем же Талгарским районом, где этот показатель равен 0,71 тенге, для капшагайских земледельцев поливная вода и вправду на вес золота. Кроме того, в этом году уменьшили процент субсидий, которые брало на себя государство по оплате полива.

«Хотелось бы, чтобы вернули нам соотношение 60 на 40, а не 50 на 50, как сделали сейчас. Субсидии должны быть дифференцированными. И не только у нас такая проблема, ребята с Жамбылского района приезжали, так у них вообще 12 тенге стоит кубический метр воды. Как нам объясняют, из-за того, что наш источник – Капшагайское водохранилище, искусственное, много затрат уходит на обеспечение работы насосных станций, которые потребляют бешеное количество энергии. Этим и объясняют дороговизну поливной воды для нас. Оплачивать воду в рамках кооператива немного легче. Раньше мы работали как крестьянское хозяйство, в этом году нам дали возможность объединиться, и мы, три небольших хозяйства, создали один большой кооператив. Позже к нам примкнул еще один кооператив, который работал еще в советское время. В общем, как можем, объединяемся», – рассказывает Думан Майлиханов.

Если вырастить продукцию еще как-то удается, то со сбытом проблем у крестьян еще больше. Рынок диктует свои правила. С ростом числа торговых центров в нашей стране и в Алматы в частности, требования к поставщикам свеклы, капусты, помидоров и огурцов все более ужесточаются. Таковы правила цивилизованной торговли. И пока наши земледельцы, увы, не всегда могут отвечать выдвинутым требованиям, хотя партнерство с торговыми сетями для любого земледельца – большое благо. Преимуществ немало. Так, каждый крестьянин может планировать свою деятельность на годы вперед, он четко знает, какой объем продукции в этом году у него закупят сети, в каком количестве и по какой цене. Если, к примеру, картофель в сентябре сбывают за условные 50 тенге, соответственно, эту цену партнеры закрепляют на весь сезон. И нередки случаи, когда торговые сети вынуждены даже работать в убыток себе и продавать тот же картофель за 40 тенге, но договоренности с крестьянами в этом случае выдерживаются. Производственники со своей стороны также обязуются продавать продукцию по оговоренной стоимости даже в периоды пиковых цен.

Такие правила игры позволяют крестьянским хозяйствам заключать долгосрочные контракты и обеспечивать своему бизнесу стабильность. А стабильность в свою очередь вдохновляет и увеличивает производительность. Так, с созданием СПК вопрос мелкотоварности перестает быть актуальным. Если раньше земледельцы не могли доставлять и 15 тонн условного картофеля, еженедельно требуемого той или иной сетью, то сегодня они готовы поставлять до 50 тонн. Это, бесспорно, достижение. Однако еще немало вопросов, которые СПК только предстоит решить.

«Рано говорить о результатах, СПК созданы буквально недавно, они только сейчас начинают работу. Я думаю, что оценить необходимость кооперативов для крестьян можно будет через несколько лет. Но в любом случае, если мы говорим о цивилизованной торговле, о долгосрочных контрактах, все это будет способствовать тому, чтобы наши крестьяне объединялись в СПК. Самый главный вопрос, который стоит в настоящее время, – вопрос бесперебойной доставки и в приличных объемах, чтобы все это соответствовало жестким правилам. И, как мне кажется, здесь нет других вариантов, кроме как объединение. Крестьянские хозяйства, крестьянин, который сегодня самостоятельно работает на селе, выращивает продукцию, отрабатывает вопрос логистики, доставки товара до потребителя, он должен в этой цепи также рассматривать вопросы продажи и маркетинга. Все это ложится на плечи крестьянина. Кооперативы же создаются для того, чтобы соответствовать нормам, которые сегодня предъявляют торговые сети. Крестьянину не обязательно думать, куда он продаст, по какой цене и где это будет храниться, всем этим должны заниматься СПК. Крестьянин же должен думать над тем, чтобы увеличить площади посевов, качество, своевременный посев, покос, сборка урожая. Так должно быть в идеале», – говорит начальник отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей г. Алматы Нариман Абильшаиков.

Сейчас земледельцы Алматинской области, заручившись поддержкой Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», уже провели ряд переговоров с руководителями торговых сетей и даже заключили долгосрочные контракты на поставку. Как признаются сами земледельцы, пусть требования сетей и ужесточены, но они объяснимы, адекватны и, бесспорно, благоприятно скажутся в первую очередь на потребителе. Для крестьян же выгода очевидна. Сегодня у них получается даже выходить на экспорт.

Наряду с проблемными моментами сбыта остаются вопросы оснащенности казахстанских крестьян нужной техникой, оборудованием, помещениями. Так, немало хлопот у земледельцев со складами и овощехранилищами, где они хранят выращенную продукцию. Их попросту недостаточно. Естественно, проблемы со складированием сказываются на качестве товара, сроке их годности и так далее. Решением в данном случае могло бы стать создание в пригороде Алматы распределительного центра, как это практикуют россияне. Модернизированный СВХ, который будет принимать огромными партиями товар и оттуда же обеспечивать доставку в магазины, торговые сети, базары и рынки, – голубая мечта местных овощеводов.

«И не нужно нам всем будет ехать на ту же «Алтын орду», куда сегодня привозят овощи и фрукты со всего региона. Эту же продукцию по тем же ценам можно будет приобрести в том же «Магнуме» или «Арзане», например. Если вопрос со строительством распределителя исключен, тогда нужно строить овощехранилища. Мы уже просили акима области выделить денежные средства на то, чтобы у всех СПК были бы свои овощехранилища, где мы хранили бы свой товар от сентября до самого мая и не беспокоились, что он сгниет и пропадет. Но ничего не делается. Никакие денежные средства кооперативам не выделялись. Конечно, это резонно, мы в этом году только открылись, и никто не будет финансировать только что созданные организации. Но я думаю, что мы добьемся успеха, нам просто нужно немного помочь», – объясняет Думан Майлиханов.

Таким образом, в списке первоочередных нужд только что созданных сельскохозяйственных производственных кооперативов не только локальные проблемы с поливной водой. Крестьянам негде хранить свою продукцию и даже не на чем ее возделывать. На каждый СПК в настоящее время приходится максимум по два трактора, тогда как их должно быть в разы больше, причем иностранного производства, поскольку именно заграничная сельхозтехника, как показала практика, позволяет экономить топливо, время, и при этом срок годности таких машин исчисляется десятками лет в отличие от отечественных тракторов.

«Любое крестьянское хозяйство, которое работает на поле, скажет вам: дайте нам финансы и мы все сделаем, точно так же, как это делают в Голландии или Бельгии. Почему-то наши чиновники любят в пример приводить Австралию, Канаду, Голландию. Нам нужно показывать свою работу и чтобы нас ставили в пример им, пусть они изучают наш опыт. Это возможно, если бы нам немного помогли», – считает Думан Майлиханов.

В Национальной палате предпринимателей между тем решить вопрос финансирования СПК предлагают посредством государственно-частного партнерства. Модель, когда предприниматель приходит в отрасль с инвестициями, строит, к примеру, овощехранилища, при этом государство обеспечивает его участком с соответствующей инфраструктурой, продемонстрировала положительный эффект во многих странах мира.

«Конечно, есть сложности. У нас нет отдельных госпрограмм, но есть программа «Агробизнес-2020». Было бы хорошо, если бы в бюджете на 2017-2019 годы Минсельхоз на поддержку деятельности СПК заложил финансирование. Таким проектам, безусловно, нужно быть. У них особенная роль, крестьянские хозяйства надо объединять с одной только целью, чтобы работать по тем стандартам, которые определяет время. Не секрет, что многие земледельцы сегодня реализуют свою продукцию с грядки. От этого нужно отходить, нужно переформатироваться и реализовывать продукцию уже по новым правилам, как того требует время», – убежден Нариман Абильшаиков.

С развитием и увеличением роста сельскохозяйственных производственных кооперативов у Казахстана есть все шансы в недалеком будущем отказаться от большей доли импорта. По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», в Алматы доля заграничных овощей и фруктов все еще достаточно велика. В целом на рынке 28% приходится на продукцию, привезенную в город из Алматинской области, 35% – на другие регионы Казахстана и оставшиеся 27% – это товар, который импортируется из других государств.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели