С 1 января 2016 года вступил в силу новый Закон «О государственной службе РК», который вносит ряд точечных реформ в систему госаппарата: в принципы набора новых кадров, тестирования, оценки эффективности их деятельности, а также вводит новые понятия, которых прежде не существовало в законодательстве. К тому же в стране произошла реорганизация агентства по делам госслужбы в целое министерство, которое теперь будет ответственно за реализацию реформы государственной службы. О нововведениях рассказал директор департамента государственной службы Министерства по делам государственной службы РК Али Комекбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Али Комекбаев отметил, что новый закон исключил возможности, которые существовали еще в прошлом году внутри госорганов, когда можно было назначать госслужащих вне конкурсных процедур в порядке перевода. С января 2015 года и по январь 2016 года в порядке перевода без конкурса было осуществлено 830 назначений. С нового же года таких назначений уже нет, то есть у каждого казахстанца есть возможность претендовать на открытую вакансию.
«К тому же мы сейчас убрали институт кадрового резерва, потому что на практике зачастую выходило, что кадровый резерв носил формальный характер. В основном он использовался теми, кто состоял в этом резерве, чтобы вне конкурса быть назначенным на какую-нибудь должность. Теперь этот резерв упразднен, ему закон своими переходными положениями дал возможность доработать в течение нынешнего года. Однако как институт он исчерпан», – пояснил Али Комекбаев.
На смену кадрового резерва пришел резерв реальный, так как сейчас в качестве резерва рассматривается вся госслужба, добавил он.
«Так, если появляется вакантная должность, за исключением низовой, то в конкурсе участвуют в первую очередь госслужащие. Но именно все госслужащие без исключения вправе участвовать в этом конкурсе. Таким образом, новые правоотношения на государственной службе по-новому рассматривают сам госаппарат», – разъяснил Али Комекбаев.
Еще одним нововведением стало то, что теперь у госслужащих будет индивидуальный план работ. В рамках плана заранее начнут закладываться индикаторы, которых он должен достичь. Таким образом, внедряется институт прозрачности, когда госслужащего не смогут просто так уволить, «придраться» не по существу, голословно заявив, что он плохо работал. У каждого госслужащего теперь появится возможность защищаться, отстаивая свою позицию исходя из показателей индивидуального плана.
Также изменены подходы к тестированию при поступлении на государственную службу. Они заметно смягчены.
«Вы знаете, что глава государства поставил задачу трехэтапности: если раньше была двухэтапность при прохождении на госслужбу, особенно для тех, кто поступает на низовые должности, то сейчас введена трехэтапность. Один из этапов прохождение тестов – это знание законов. Раньше пороговое значение в тестах ставилось к каждому закону. Если раньше претендент должен был сдать тесты на знание 10 законов и к каждому закону был порог, то сейчас подходы изменены: порог ставится к общему блоку законов. Раньше претендент должен был из 15 вопросов правильно ответить на 10 вопросов как минимум. К примеру, если он на все 15 вопросов по всем законам ответил правильно, а по одному ответил на 9 из 10 вопросов, то он считался как не сдавший тесты. Но теперь проходной балл снижен – минимум нужно набрать 5 баллов по каждому закону, а в целом набрать 70% по всему блоку законов», – проинформировал он.
Али Комекбаев подчеркнул, что таким образом «мы отходим от того, чтобы кандидат на госслужбу заучивал законы, а не понимал их суть».
«Ведь на практике тот подход, который был в прошлом году, привел к тому, что госорганы испытывали дефицит кандидатов, поскольку тот, кто не прошел, имел право пройти повторно только через три месяца. Получалось, что если взять уровень аула или районов, то там вообще возникал сильный дефицит. Сейчас же, после того как мы изменили подходы, количество сдавших тесты увеличилось более чем на 15%», - сообщил Али Комекбаев.
Представитель министерства по делам госслужбы также рассказал и о новом испытательном сроке для госслужащих. Если на госслужбу приходит молодой человек, то ему устанавливается испытательный срок в три месяца. Так же было и в прошлом году, но в минувшем году после трех месяцев, если претендент не справился со своими обязанностями, ставился вопрос, чтобы с ним прекратить трудовые отношения. Однако новый закон дает еще три месяца на то, чтобы выявить потенциальные возможности молодого претендента. Если же по итогам новых трех месяцев все же принимается решение расторгнуть трудовые отношения, то его все равно необходимо будет согласовать с уполномоченным органом, которым в данном случае и является министерство по делам государственной службы.
Кроме того, для тех, кто впервые приходит на госслужбу, согласно новому закону предусматривается план адаптации и определяется наставник, который должен помогать им входить в коллектив.
Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz спросил у Али Комекбаева, жив ли проект, еще недавно бывший у всех на устах, о формировании элитного кадрового резерва госслужащих в корпус «А»? В целом проведена ли оценка эффективности первой волны набора госслужащих в корпус «А», которым занималось агентство по делам государственной службы, преобразованное недавно в соответствующее министерство?
«Корпус «А» ведет свою историю не первый год. О нем впервые упомянул и обозначил глава государства на международной конференции в Академии госуправления в 2008 году, а его практическая реализация состоялась с марта 2013 года. Если мы возьмем численность госслужащих – «живых штыков», то их количество в Казахстане не более 90 тысяч человек, в то время как корпус «А» составляет 520 человек. Это управленческий корпус, поэтому в него отбор ведется очень тщательный. Если взять ключевые этапы его формирования, то один из них – формируется кадровый резерв, из которого руководитель, который обладает правом назначения, может брать людей из этого кадрового резерва корпуса «А». Но решение о том, чтобы начать отбор в резерв, принимает Национальная комиссия при президенте, рабочим органом которой является соответствующий отдел Администрации президента. Поэтому если идет отбор в корпус «А», то там каждый кандидат рассматривается под увеличительным стеклом. Однако, когда будет следующий набор в корпус «А», это решение должна принять именно Национальная комиссия», – ответил Али Комекбаев.
Также было отмечено, что в новом законодательстве о госслужбе прописано понятие «компетенция».
«Очень важная составляющая – каким образом государственный управленец руководит своим коллективом, какой он делает вклад, чтобы развивать корпоративную культуру, чтобы госслужащие следовали нормам служебной этики, чтобы был положительный морально-психологический климат. Одно из важных условий, повышающих КПД и конкурентоспособность госаппарата, лежит во внутреннем мире самого госслужащего, степени его отношения к работе. Наконец, его компетенции. Вот в новом законе впервые появилось такое понятие как «компетенция». Что такое компетенция? Это умение управлять, умение налаживать коммуникативный контакт, быть ответственным. Новый закон дал нам такую возможность, мы сейчас проводим тестирование на выявление таких компетенций. Планируется выявление таких качеств. Это сингапурский опыт, я и сам проходил подобные тесты. Академия госуправления, которая находится при министерстве, особо сильный акцент в своей работе делает на том, чтобы учебные процессы были нацелены на развитие компетенции», - резюмировал Али Комекбаев.