Автор: Денис Кривошеев – блогер, журналист
Интернет в этом году пестрил событиями. Очевидно, что власть стала понимать силу и возможности открытых пространств социальных сетей и начала активные действия по устранению угрозы. Интернет-бизнес стал достаточно большим, чтобы поставить эти объемы под контроль налоговых органов, а точнее, увеличить нагрузку на частных лиц, заказывающих разные «ништяки» с желанием экономить. Развитие интернета больно бьет не только по традиционному торговому бизнесу, но и по коммуникациям и СМИ. Появившиеся мессенджеры приводят к отказу от голоса у абонентов сотовых операторов, а онлайн-каналы уводят зрителя от голубых экранов. Таковы тенденции. О событиях чуть ниже.
Громкие уголовные дела. Дело Алиби и Кузнецова. Вполне себе обычные ситуации. Драка у клуба или разборки внутри любовного «треугольника», один угол которого слишком тупой, другой - слишком резкий. Внимание и широкий резонанс эти дела и многие другие приобрели благодаря интернету. Наверное, именно поэтому сегодня все более или менее крупные или имеющие шанс стать резонансными дела активно «протаскиваются» в интернет. Нанимаются команды SMM-специалистов, поддерживается пристальное внимание общественности. Власть не может игнорировать настроение общества, и в конечном итоге это влияет на качество решений.
Разборки между активистами. Из Сети они вышли в реальность. Все началось с дела Швецовой-Валовой, когда группа блогеров, оскорбившись, подала жалобу в прокуратуру и настояла на возбуждении уголовного дела против девушки. Апелляции к тому, что допускать государство в разборки нельзя (оно этим в конечном итоге воспользуется, обратив оружие против несогласных), действия не возымели. Суд начался и закончился обвинительным актом. Окрыленные успехом так называемые национал-патриоты решили продолжить атаку на неугодных, и следующая «предъява» ушла к Тайчибекову, известному общественному деятелю с имперскими и пророссийскими взглядами. Все было бы хорошо, но палка стреляет в оба конца, и вот уже обыски начались у Ботагоз Заркынкызы, которую также обвинили в разжигании межнациональной розни. Арестованы общественные деятели Серикжан Мамбеталин и Ермек Нарымбаев, все по той же статье.
Споры вокруг девальвации. Кто-то удивленно заметил, что казахстанский Фэйсбук кардинально отличается от российского. Если лидерами мнений у них становятся фрики, то в Казахстане самыми известными пользователями стали эксперты, журналисты, обозреватели. Скорее всего, это обусловлено отношением к традиционным СМИ, даже если они базируются в интернете. Так, основные баталии о девальвации развернулись именно на страницах FB. Более того, газеты, журналы, даже телекомпании стали все чаще ссылаться на аккаунты в интернете, чем на собственные интервью. Многие публикации становились основой для расследований, а многие - сенсациями.
Сила интернета. Блогеры стали опорой для многих политических и экономических решений. Так, НПП «Атамекен» создала аналитический клуб, в котором именно гражданские журналисты рассуждали на тему вызовов современному Казахстану. Бауыржан Байбек, став главой Алматы, встретился с блогерами раньше, чем с журналистами. Даже крупные компании сегодня больше ориентированы не на журналистов, а на лидеров мнений в социальных сетях. Это еще не приговор классическим СМИ, но тенденция ощущается. Именно блогеры становятся инструментами межклановых войн, именно их призывают в первую очередь, когда что-то горит. Памятны нападения Галыма Байтука на «Самрук-Казыну» или Айдоса Сарыма на Минсельхоз и акима СКО. Да и Келимбетова свалил интернет в том числе, а не только экономическая ситуация.
Чистка ресурсов. Очевидно, что в стране продолжается блокировка «неудобных» ресурсов. Так, в этом году закрыли zonakz.net и ratel.kz. И если «Ратель» благодаря усилиям команды превратился в блог-платформу и продолжает действовать, то «Зона» почему-то сдалась, не используя иные возможности интернета, как-то FB, YouTube или недавно открывшийся для казахстанцев Livejournal. Кстати, возобновление работы последнего стало также сенсацией, но золотой век «ЖЖ» уже ушел, поэтому интереса к платформе особого не появилось. Зато Youvision, отечественная блог-платформа, набирает обороты, и многие исследования, «голосовалки», публичные обсуждения не могли не вызывать положительных эмоций.
С неудобными ресурсами появляются неудобные люди. Возвращение в медийное пространство Маргулана Сейсенбаева с программой «Я отвечаю!» взбудоражило спокойную гладь августовского интернета. Сотни людей, специалистов в области маркетинга, юриспруденции, консалтинга и бог еще знает чего стали собираться вокруг знаковой фигуры. Общая декларация – все бесплатно, все на общественных началах - подкупала, но, как мне кажется, у всех в этой истории были далеко идущие планы, но о них не принято было говорить вслух. Несмотря на то что инициатива не успела даже выйти за пределы FB и нескольких интернет-изданий, инициатору напомнили о прошлом, да так, что он отказался от идеи. Сначала он искал человека, что возглавит движение, без прошлого, с харизмой, но такой не нашелся. Судя по всему, планы были у людей на Сейсенбаева, а не отвечать.
Интернет-журналистика. Ну и, конечно, 2015-й можно считать годом самоидентификации блогеров. СМИ - очень дорогое удовольствие, открывается и закрывается множество порталов, а работающий в одиночку гражданский журналист может выдавать до 10 новостей в неделю, причем достаточно глубоких и, самое главное, независимых. Технологии позволяют делать прямые включения с мест событий, не привлекая больших ресурсов и денег. Так что образовавшийся альянс блогеров во многом открыл новую страничку в развитии средств массовой информации, превратив одиночек во вполне конкретные боевые единицы. 2016 год только усилит позиции гражданских журналистов. Возможно, объединение пойдет дальше, и появятся абсорбенты, агрегаторы, которые будут собирать мнения, репортажи и статьи блогеров в одном источнике.