В Управлении природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы назвали рекомендации мобильного приложения Almaty Urban Air, работа которого временно приостановлена, некорректными. Приложение проводило мониторинг PM10 – это мелкие частицы пыли, присутствующие в воздухе размером до 10 микрометров. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Сейчас мы с создателем приложения отрабатываем, чтобы данное приложение заработало в ближайшее время. Есть определенные процедуры, которые нужно пройти...Те рекомендации, которые были вынесены (приложением. – Ред.) «оставаться дома» или «выехать за город» они, конечно, были не корректными», - отметил руководитель управления природных ресурсов города Алматы Еркебулан Оразалин.
Разработчик приложения Ася Тулесова подчеркивает, что рекомендации приложения были основаны исключительно на показаниях оборудования, которое установлено на пересечении улиц Толе би и Сейфуллина. «В Казахстане существуют стандарты, например, предельно допустимая концентрация (ПДК). Этот показатель бывает разовым и среднесуточным. Разовая ПДК составляет у нас 0,3 миллиграмма на кубический метр пыли. Это означает, что концентрация пыли в воздухе не может превышать 0,3 миллиграмма на кубический метр. Ориентироваться нужно на среднесуточный показатель, который у нас составляет 0,06 – это 0,06 миллиграмм на кубический метр пыли. Мы ориентировались на мировые стандарты по качеству воздуха, и опираясь на них давали рекомендации», - уточнила она.
В Департаменте комитета по техническому регулированию и метрологии по г. Алматы отметили, что этот прибор, на данных которого работало приложение, не проходил проверку с 2013 года. «Правильно ли он показывает (степень загрязнения. – Ред.) можно поставить под сомнение. Этот прибор должен проверяться ежегодно...Кроме того, заводом изготовителем установлена погрешность в 20%, то есть отклонение показаний может быть плюс минус 20%. Это очень большой показатель… Поэтому сеять панику, что город Алматы находится в критической ситуации нельзя», - считают в ведомстве.
По словам Аси Тулесовой, в настоящее время оборудование находится в процессе калибровки. «Его нужно будет отправить в Астану, потому что там находится единственная лаборатория по лицензированию. Это займет какое-то время. Мы надеемся, что будет продолжена работа с Казгидромет и акиматом в этом направлении (по насыщению Алматы оборудованием. - Ред.)», - сообщила она.
В Казгидромед подчеркнули, что датчик PM-10 установлен только на Медео. «Но в целом другие датчики размещены не только там. Взвешенные вещества наблюдаются и в городе, на пяти стационарных пунктах, PM-10 датчики входят в этот диапазон…Датчик установлен именно на Медео, потому что раньше были разовые поставки (такого оборудования. – Ред.). Медео – это национальный парк, где рассматривается влияние смога именно на растительность этого ущелья, поэтому датчик там был установлен в эксперементальном режиме…Конечно, в дальнейшем планируется расширить (покрытие датчиками Алматы – Ред.)», - уточнили в ведомстве.
Еркебулан Оразалин пояснил, что оборудование на Медео было приобретено за счет грантовых средств. «Акимат Алматы в принципе со своей стороны готов инициировать, чтобы и общественные частные организации могли мониторить (состояние воздуха. – Ред.), но чтобы была единая сеть согласованная с Казгидрометом…Такой прибор он достаточно дорогостоящий, его цена колеблется в пределах 50-60 тыс. долларов», - отметил он.
Оборудование по мониторингу PM10, на основе данных которого ранее работало приложение, было размещено в районе пересечения автомагистралей Толе би – ул. Сейфуллина - оно не может покрывать весь Алматы. Во время обсуждения ситуации по мониторингу воздуха участники дискуссии подчеркнули, что желательно установить такое оборудование в каждом районе мегаполиса.
Власти города пояснили, какие меры предпринимаются для улучшения экологии в мегаполисе. В Управлении природных ресурсов и регулирования природопользования уточнили, что на прошлой неделе была принята программа развития Алматы до 2020 года.
«Продолжена работа по переводу общественного транспорта на газ, выделены дополнительные полосы для транспорта. Эта работа будет продолжена...Другие пути экологизации автотранспорта – это различные добавки. Они достаточно недорогие, стоят порядка 5-6 тыс. тенге 10 таблеток, одна таблетка рассчитана на бак объемом до 80 литров. Они (добавки. – Ред.) по ряду параметров снижают экологические нагрузки, дают определенную энергоэффективность для авто. Но сейчас эти все ноу-хау будут проходить лабораторные исследования, в случае подтверждения (их эффективности. – Ред.) будет оказано содействие их популяризации среди автовладельцев. Мы открыты к другим рациональным предложениям… Но никто не должен вдаваться в панику, если бы речь шла о загрязнении (воздуха. – Ред.) в сотни единицах измерения тогда бы уж, поверьте, мы совершенно другую картину имели со здоровьем у населения», - подчеркнул Еркебулан Оразалин.
Он пояснил, что 80% загрязнения воздуха происходит за счет авто, свыше 12% приходится на промышленные предприятия, остальные (около 8%. - Ред.) - на частный сектор, который продолжает топить печи на твердо бытовом топливе.
«Если говорить о подключении частных домов к газовым сетям, Алматы почти на 100% покрыт магистральными газопроводами. Но тем нее менее население по тем или иным причинам, в том числе и по финансовым, к ним не подключается. В настоящее время порядка 75% (частного сектора. – Ред.) подключены к газу», - сообщил Еркебулан Оразалин.
В ведомстве уточнили, что ТЭЦ-1 круглый год работает на газе. «За исключением сильных холодов, тогда станция переходит на уголь. ТЭЦ-2 в силу своих технических характеристик, та как она была построена в сейсмоопасном районе, имеет характер заглубленности. И по показаниям специалистов перевести в настоящее время ТЭЦ-2 полностью на газ невозможно. Повторюсь, это связано с техническими возможностями. Но на ТЭЦ-2 сейчас идет монтаж второго котла, все котлы оборудованы эмульгаторами второго поколения, они золоулавливающие. Котлы ТЭЦ-1 также все оборудованы эмульгаторами…», - сообщили в Управлении природных ресурсов и регулирования природопользования.