Обострение отношений между Россией и Турцией ставит много политических и экономических вопросов перед нашей страной. Сегодня звучит немало заявлений о том, что Казахстану придется сделать выбор, однако, вероятно, именно сейчас у нашей страны появилась возможность проявить свои миротворческие способности для примирения сторон.
Экономическая сторона вопроса
Российско-турецкий конфликт привел к тому, что Федеральное агентство России по туризму порекомендовало операторам не продавать туры в Турцию в связи с угрозой терроризма. Такое решение однозначно приведет к снижению потока российских туристов на турецкие пляжи, однако для казахстанских туроператоров в этой ситуации могут открыться дополнительные возможности. Как рассказал «Капитал.kz» Мурат Абенов, председатель совета директоров АО «НЦПК «Өрлеу», очевидно, что политические решения никак не повлияют на желание казахстанцев покупать турецкие товары и отдыхать в отелях этой страны. «Казахстанцы не вовлечены в этот конфликт, и никто не будет отказываться от своих планов отдохнуть в Турции. Та часть туристов, которая планировала поехать через российские турфирмы, переориентируются на казахстанские», – отметил Мурат Абенов, добавив, что в данном случае отечественным компаниям необходимо активизироваться и предложить свои услуги, заняв нишу российских. Более того, они могли бы предложить россиянам услуги по перевозке их в Турцию. «Как мы видели на примере санкций после украинских событий, интересы бизнеса и населения не всегда совпадают с тем, что хотят политики. Если бизнесу выгодно, он и дальше будет работать в этом направлении и сохранит отношения с турецкими партнерами», – пояснил Мурат Абенов.
Денис Кривошеев, официальный представитель Ассоциации туристических агентств Казахстана (АТАК), со своей стороны отметил, что связи с Турцией у Казахстана колоссальные и касаются они не только туризма, но и промышленности, строительства, импортно-экспортного оборота. «Если российские операторы уйдут, это будет шанс для передела туристического рынка и увеличения доли отечественных компаний», – отметил он. К тому же, пояснил Денис Кривошеев, на днях на встрече турецкие партнеры озвучили свою позицию относительно того, что будут искать варианты снижения цен для казахстанских туристов, потому что знают, что в стране произошла девальвация и имеются проблемы в экономике.
Айдархан Кусаинов, директор консалтинговой компании Almagest, считает, что российско-турецкий конфликт на экономике Казахстана если и скажется, то косвенно. «Возможно, некоторые казахстанские туристы откажутся полететь в Турцию, однако существенного ухудшения внешнеэкономических и политических отношений между нашими странами ожидать не стоит», – полагает Айдархан Кусаинов.
Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии», отметил, что у Казахстана товарооборот с Турцией из-за кризиса снизился и в 2014 году составил $3,5 млрд. «Правда, когда президент республики Реджеп Тайип Эрдоган весной нынешнего года был в Астане с государственным визитом, стороны высказывали намерения увеличить его до $10 млрд, но это пока лишь намерения», – сказал политолог. Однако он напомнил, что с Россией товарооборот также снизился, но он существенно больше – в прошлом году его объем составил $18,9 млрд. «А у России с Турцией товарооборот еще больше – $31 млрд в 2014 году. На кону серьезные деньги, за которыми стоит работа и судьбы сотен тысяч людей. Что победит: геополитика или экономика, пока непонятно», – подчеркнул Эдуард Полетаев.
«Казахстанско-турецкие экономические отношения в определенной степени спасает то, что история взаимоотношений между странами довольно комплементарна. А то, что в целом внешняя экономика Казахстана будет только ухудшаться, было понятно и без сирийских событий. В какой-то степени это повлияет и на казахстанско-турецкие экономические отношения. Думаю, что кардинальных изменений в них ожидать не стоит», – пояснил политолог, добавив, что как захватывал турецкий фастфуд улицы казахстанских городов, так и будет продолжать это делать. И турецкие курорты не опустеют, у казахстанцев не так много вариантов для альтернативного отдыха.
«Меня больше беспокоит то, что ухудшение российско-турецких взаимоотношений вызвало линию разлома в отношении к событиям у активистов в социальных сетях. Кто поддерживает Россию, кто Турцию. А ругаться нам сейчас совсем не надо. В конце концов террористы добиваются своих целей, внося разлад между людьми и странами», – отметил политолог.
Политическая сторона вопроса
«Для Казахстана ситуация, возникшая после сбитого СУ-24, не несет позитива», – подчеркнул Эдуард Полетаев. Сейчас, по его словам, необходима взвешенная, сдержанная позиция.
«У Казахстана, как с Россией, так и с Турцией отношения находятся на высоких уровнях. Наша страна принципиально выбрала многовекторную политику и отказываться от нее не собирается. И такая ситуация – вызов для этой многовекторности. В чем сложность? И Казахстан, и Россия, и Турция борются и поддерживают борьбу с терроризмом, но две страны серьезно обострили свои отношения, а третью ставят перед выбором, мол, определяйся, за кого из них ты? На самом деле метаться никто не будет. У Астаны в очередной раз появился шанс проявить свои миротворческие усилия, призвать стороны к диалогу, спокойствию, что в принципе уже делает казахстанский МИД», – отметил политолог. Он вспомнил российско-грузинский вооруженный конфликт 2008 года, в котором Казахстан, союзник России, в то же время сохранил отношения с Грузией, куда были вложены инвестиции, не признал независимость Абхазии и Южной Осетии, в итоге сохранив взаимоотношения с партнерами. «Думаю, примерно в таком фарватере будет продвигаться сегодняшнее казахстанское поведение», – спрогнозировал политолог.
К тому же, по мнению Мурата Абенова, в данном случае есть серьезная опасность ухудшить образ Евразийского экономического союза, который и так находится в зоне критики. «Казахстан никогда не подтверждал, что этот союз политический, а, наоборот, утверждал, что экономический. В случае, если бизнес будет нести экономические потери, это усилит критику. А за ЕАЭС наблюдают не только внутри Казахстана, но и извне», – отметил председатель совета директоров АО «НЦПК «Өрлеу». По его словам, Казахстан может как занять нейтральную позицию, так и выступить посредником для примирения сторон – «стать своеобразным мостом, чтобы экономические связи этих стран не прерывались».
Министерство иностранных дел Казахстана распространило заявление по поводу инцидента со сбитым самолетом российских ВКС Су-24М. «Вызывает сожаление случившийся трагический инцидент со сбитым самолетом российских ВКС Су-24М, имевший место 24 ноября 2015 года. Выражаем соболезнования в связи с гибелью российских военнослужащих в результате данного инцидента», – говорится в сообщении. МИД Казахстана отмечает, что в настоящее время ведется международная борьба с терроризмом. В этом направлении действуют и Россия, и Турция. Казахстан также поддерживает эту борьбу. «Вместе с тем вызывает серьезную озабоченность ухудшение российско-турецких отношений, которые выстраивались долгие годы. Случившееся может сказаться на эффективности антитеррористической кампании. Призываем российскую и турецкую стороны проявить сдержанность в реагировании на этот трагический инцидент и использовать все возможные меры и каналы связи для деэскалации ситуации», – отметили в МИД Казахстана.