Благотворительность в Казахстане хотят «заорганизовать». К такому выводу после ознакомления с профильным законопроектом, принятие которого назначено на конец текущего года, пришел вице-президент благотворительного фонда «Аяла» Жангельды Сарсенов. О своих претензиях к авторам закона «О меценатстве, спонсорстве и благотворительности» Жангельды Сарсенов рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Жангельды Сарсенова, недоработки и откровенные минусы документа лежат практически на поверхности. Так, к примеру, представителей НПО возмутило требование открывать дополнительные филиалы того или иного общества, фонда, организации, занимающихся благотворительностью, для оказания помощи детям, проживающим в городах, где юридически определенное НПО не представлено.
«Особенно бросается в глаза вот что. Те фонды, которые собирают деньги на лечение детей, они не могут, к примеру, помочь ребенку из Павлодара, если у фонда нет в этом городе представительства. Давайте возьмем за пример добровольное общество «Милосердие» как самое известное в нашей стране НПО по части благотворительности. Насколько я знаю, они оказывают помощь нуждающимся в самых разных регионах республики. Но базируются они в Алматы. То есть теперь, если данный закон выйдет в том виде, в котором есть сейчас, то они будут вынуждены идти либо на финансовые издержки и открывать представительства в других городах Казахстана, либо они будут отказывать родителям детей, которые нуждаются в помощи», – рассказал Жангельды Сарсенов.
Он отметил также и так называемую доступность законопроекта в плане написания и понимания документа. В частности, слишком много ссылок на различные кодексы без какого-либо объяснения их значений.
«К примеру, очень много ссылок на Налоговый кодекс. Получается, чтобы понять, какие льготы есть или нет, приходится открывать другой документ. Это, конечно, технически все неправильно. Но самый большой недостаток – это вот те 3%, те льготы, на которые могут рассчитывать компании, желающие заняться благотворительностью, это самый большой недостаток – размер данных льгот. В целом такое ощущение от документа, что хотят благотворительность в нашей стране заорганизовать. То же самое наблюдается и в отношении закона «О волонтерстве». Согласно этому документу незарегистрированная молодежь не может совершать добрые дела. Другими словами, чтобы перевести бабушку через дорогу, мне нужно зарегистрироваться как волонтер. Не хочется, чтобы все это доходило до абсурда», – говорит он.
На вопрос, планируют ли НПО, недовольные рядом статей законопроекта «О меценатстве, спонсорстве и благотворительности», озвучить свое недовольство разработчикам документа, в фонде «Аяла» отметили: «Я бы с удовольствием пошел на обсуждение, послушать, узнать. Но нас не приглашают, у них есть на слуху, к примеру, добровольное общество «Милосердие», и все. Может быть, нас просто не знают, наверное, мы слишком мало делаем, вот такая ситуация», - сказал Жангельды Сарсенов.