Сегодня, 14 октября, на пленарном заседании мажилиса Парламента РК депутаты одобрили во втором чтении проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам миграции и занятости населения». Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения и соцразвития.
В сообщении ведомства отмечается, что законопроект направлен на модернизацию социально-трудовых отношений в целях улучшения инвестиционной привлекательности страны и регулирование миграционных процессов.
Проект закона предусматривает:
1. В сфере привлечения иностранной рабочей силы (далее - ИРС)
Внедрение системных мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики в кадрах через создание свободного рынка высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию процедуры привлечения ИРС работодателями к иностранцам, прибывающим в страну для трудоустройства.
Таким образом, полностью пересмотрена идеология выдачи разрешений работодателям. Теперь будут взыматься сборы в бюджет страны. Это поможет увеличить доходную часть государственного бюджета, которую можно будет направить на социальное и экономическое развитие региона. Кроме того, иностранные специалисты, прибывающие в Казахстан, получат возможность трудоустроиться самостоятельно на основании справок о соответствии квалификации в течение 3 месяцев, на любое место работы по профессии, входящей в перечень востребованных профессий в приоритетных отраслях экономики.
Иностранный специалист будет получать определенную оценку по балльной системе, включающую уровень его образования, стаж, практический опыт работы и иные параметры, позволяющие подтвердить его квалификацию.
Также предусматривается усовершенствование процедуры внутрикорпоративного перевода, данный вид привлечения иностранной рабочей силы будет приведен в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами, с требованиями Всемирной торговой организации.
Кроме того, планируется создание информационно-аналитической системы, которая будет направлена на реализацию указанных нововведений. Это значительно упростит порядок привлечения ИРС для работодателей, в разы ускорив процедуру выдачи разрешений. Если сейчас эта процедура занимает в среднем 30-40 дней, то по предлагаемому порядку она будет занимать в среднем до 5 дней.
Изменение порядка привлечения иностранной рабочей силы, самостоятельного трудоустройства и внутрикорпоративного перевода предусматривается с 1 января 2017 года.
2. В сфере этнической миграции
В 2013 году были приняты поправки в Закон «О миграции населения», согласно которым квота расселения оралманов была упразднена, а вместе с ней отменены и все материальные выплаты, что не обеспечивает создания благоприятных условий для возвращения соотечественников.
Для стимулирования возвращения этнических казахов на историческую родину законопроектом предусматривается:
- предоставление этническим казахам статуса оралмана, вне зависимости от региона расселения. Этнические казахи в отличие от иностранных граждан смогут получить вид на жительство, обратившись в миграционную полицию, без подтверждения платежеспособности;
- получение этническими казахами социального пакета в случае расселения в регионах, определенных правительством, с установлением квоты приема оралманов. При этом социальную поддержку может также получить оралман, если он переезжает из любого региона страны в регионы, определенные правительством для расселения. Однако в случае выбытия из таких регионов ранее чем через пять лет социальный пакет будет возвращаться в пользу государства;
- упрощение процедуры получения гражданства до одного года после получения ими вида на жительство.
3. В сфере внутренней миграции
Основной проблемой внутренней миграции является диспропорция расселения населения по территории республики, в особенности между югом и севером. Для ее решения предлагается оказывать поддержку лишь переселенцам из трудоизбыточных регионов в регионы, определенные правительством. Для них будет предусматриваться социальный пакет, покрывающий возмещение транспортных расходов, предоставление служебных жилищ, либо комнаты в общежитии, предоставление микрокредитов.
В рамках развития образовательной инфраструктуры предлагается в вузах и колледжах в регионах, определенных правительством, обеспечить расширение учебных мест, модернизировать и расширять количество мест в общежитиях, внедрить специальные гранты для сельской молодежи для обучения в вузах и колледжах северных регионов.
4. В сфере занятости населения
Внесены нормы по определению дифференцированного размера квоты рабочих мест для инвалидов в размере от 2 до 4% в зависимости от общей численности работников.
При этом будут созданы специально оборудованные рабочие места для трудоустройства инвалидов путем субсидирования затрат работодателей на эти цели за счет средств республиканского бюджета (до сегодняшнего дня такой практики не было).
Кроме того, в целях исключения дублирования пересмотрены функции органов занятости. Предусматривается передача отдельных функций органов занятости центрам занятости, в том числе функций по регистрации безработных, выдаче направлений на профессиональное обучение, трудоустройство, выдаче справок безработным, а также по формированию и актуализации базы данных рынка труда.