По результатам международного исследования (оценка учебных заведений и учащихся) ученики средних школ Казахстана отстают от сверстников из развитых стран на 62 балла по математике, на 70 баллов - по естествознанию и на 103 балла - по чтению.
О реформе образования в Казахстане говорят уже давно, однако четкие ориентиры и сроки были обозначены совсем недавно – в августе текущего года. К 2020 году согласно государственной программе развития образования страна перейдет к модели 12-летнего среднего образования, которое, помимо прочего, постараются подтянуть до уровня Назарбаев Интеллектуальных школ. Другое, пожалуй, самое обсуждаемое новшество: старшеклассников будут учить на трех языках – казахском, русском, английском. Реально ли провести такую масштабную реформу за относительно короткий период? И как ее примет общество? Эти вопросы, в рамках экспертного обсуждения «Реформа школьного образования в Казахстане: большая перемена», подняли на круглом столе аналитической группы КИПР, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
По словам советника по вопросам общественной политики Фонда Сорос-Казахстан Сауле Каликовой, о восприятии названной реформы можно судить хотя бы по тому факту, что за последние 14 лет сменилось семь министров образования, и каждый расценивал реформу по своему. То же самое касается профессионального сообщества: до сих пор идут жаркие споры, нет консолидированной позиции, серьезной поддержки.
Однако реформа уже стартовала, ее поддержало руководство страны. «Уровень среднего образования необходимо подтягивать к уровню Назарбаев Интеллектуальных школ. Учащиеся должны знать три языка, иметь навыки критического мышления, глубокого анализа», - сказал Нурсултан Назарбаев.
Умение критически мыслить, подтягивать общий уровень образования – все это, безусловно, должно встретить поддержку населения. Но куда сложнее с обучением старшеклассников на трех языках. «Говорить о том, что все дети придут в школу и одинаково усвоят все три языка на том уровне, который мы хотим, это невозможно, потому что существует масса индивидуальных языковых, когнитивных, коммуникативных и социальных факторов. Не у всех детей есть одинаковый доступ к языковым ресурсам. Не у всех одинаковая способность усваивать языки, не говоря уже о том, что есть дети с нарушениями, с дислексией, например. Как от таких детей можно ожидать, что они на всех языках должны будут писать хорошо, критически мыслить и творить на этих языках?» - оценила предлагаемое новшество преподаватель КИМЭП Жулдыз Смагулова. Кроме того, по ее словам, обучать школьников на трех языках накладно, а также трудно реализуемо. Найти специалистов, которые знали бы и языки, и предмет, крайне сложно. «Образовательная политика и эффективная методика должны основываться на научных данных, а не на анекдотичных примерах и личном опыте», - сказала Жулдыз Смагулова.