Последние решения правительства, приведшие к плавающему курсу тенге и новой девальвации, увеличили разрыв между обществом и властью. Такое мнение в разговоре с корреспондентом центра деловой информации kapital.kz высказал политолог Досым Сатпаев.
По его мнению, власть теряет стратегическую инициативу с точки зрения контроля за общественными процессами и мнением граждан. «Понимаете, можно контролировать политические партии и отдельных оппозиционных деятелей, но нельзя контролировать общественное сознание, которое будет все более оппозиционным. Практика показывает, что власть потеряла контроль не только над мнением общества, но и над экономической политикой. Ведь понятно, что на экономическую ситуацию оказали влияние и внешние факторы. Падение курса юаня, низкие цены на нефть, девальвация рубля. Наше правительство, я считаю, действует не как расчетливый стратег, забегающий вперед, а как пожарник, которые реагирует на проблемы, когда они уже случились. Ведь в прошлом году и начале этого президент жестко требовал, чтобы правительство разрабатывало стратегические прогнозы о состоянии мировой экономики. Это помогло бы принимать превентивные меры», - сказал Досым Сатпаев, напомнив также, что представители власти не раз обещали, что очередной резкой девальвации не будет. По мнению политолога, было бы куда честнее и продуктивнее, если бы власти прямо говорили, что ситуация с экономикой довольно сложная. Ведь от них, как подчеркнул эксперт, ждут честной игры, а в итоге казахстанцы наступили на те же грабли, что в 2014 году, когда всех уверяли, что ситуация под контролем, а потом вдруг случилась девальвация. «Сейчас, получается, подставили президента, который также заявлял, что не будет девальвации. Выходит, ему дали неправильные прогнозы, что свидетельствует о том, что способность правительства прогнозировать находится на низком уровне. Ведь, судя по всему, там надеялись только на то, что подорожает нефть, чего не случилось», - сказал собеседник kapital.kz.
В то же время политолог отмечает, что перед властями стоял непростой выбор. С одной стороны, значительная часть бизнес-сообщества и некоторые представители банковского лобби предлагали правительству помочь бизнесу, ослабив курс национальной валюты, к чему, вроде бы, подталкивала и ситуация с российской экономикой. Но с другой стороны, такие меры нанесут удар по простым гражданам и бюджетникам. В общем, по тем гражданам, которые получают зарплаты в тенге. «Рост безработицы увеличится, поэтому властям надо приложить усилия, взять ситуацию под контроль. Бизнес, скорее всего, подчеркнул, что без девальвации он не сможет отвечать за ситуацию, сохраняя рабочие места, поддерживая нормальную социальную обстановку на предприятиях. Тем более НПП создавали, в том числе, и с этой целью - чтобы мониторить эти моменты», - напомнил эксперт.
Он также считает, что экономическая ситуация и ложные обещания могут привести к росту протестных настроений в стране. «Но, с другой стороны, есть ли сегодня политические силы или структуры, которые могли бы канализировать или оформить эти настроения в какие-то конкретные требования? Сейчас на политической сцене страны таких сил нет, потому что старая оппозиция, особенно после недавнего приостановления деятельности Компартии Казахстана, ушла. До этого, еще раньше, были нейтрализованы другие активные политические партии, как, например, незарегистрированная партия «Алга». Более того, с политической сцены ушли отдельный личности, олицетворявшие оппозицию многие годы, Булат Абилов, к примеру. Так что на данный момент нет силы, которая могла бы консолидировать протестные настроения, чтобы они могли представлять угрозу для власти», - считает Досым Сатпаев.
Но в любом случае то, что стало с национальной валютой, все сильнее уменьшает доверие граждан к властям, подчеркнул политолог. «И это, увы, делает всю систему неуправляемой», - сказал собеседник kapital.kz.