В Казахстане планируют принять Кодекс «О недрах и недропользовании», который бы позволил максимально либерализировать вопрос предоставления разрешений на недропользование иностранным инвесторам, желающим добывать энергоресурсы и полезные ископаемые в нашей стране. В частности, за основу нового Кодекса может быть взят австралийский опыт. Об этом на представительном форуме в Астане, проведенном под эгидой Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий республики, заявил вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау.
По словам вице-министра, Казахстан готов выставить на аукцион около 100 месторождений. К тому же, РК стремится вступить в престижный пул государств, объединенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Все это – и ожидаемое вступление в ОЭСР и предоставление права недропользования иностранным инвесторам на ста месторождениях страны, подталкивает к тому, чтобы упрощать законодательство в сфере управления недрами.
«При самом оптимальном подходе, разрешительное право недропользования может быть предоставлено инвестору в течение даже не 25-ти, а всего лишь трех дней. Однако для того, чтобы инвестор мог на это рассчитывать, он должен проделать по-настоящему титаническую работу, – обнадежил Альберт Рау. – Но в тоже время, у нас до сих пор остается ряд засекреченных отчетов геологоразведки и нам придется как-то обсуждать эту проблему, искать и находить пути ее решения», – отметил он.
По информации Альберта Рау, в геологоразведке существует порядка 133 тыс. отчетов, часть из которых до сих пор засекречена еще с советских времен.
«При этом, самих иностранных инвесторов смущает и то обстоятельство, что наше государство сохраняет свое приоритетное право на недропользование. Наличие приоритетного права государства в распоряжении отечественными недрами уменьшает их активность. На что мы объясняем нашим иностранным партнерам эту законодательную парадигму, апеллируя к опыту такой передовой страны в сфере недропользования как США. У них на сей счет существует блокирующая инициатива со стороны государства, когда без объяснения каких-либо причин власти страны могут просто заблокировать доступ на этот рынок какому-либо инвестору. Возникают вопросы и по международному арбитражному суду, который в перспективе может быть введен на территории «Финансового центра» республики», – перечислил аспекты для будущих переговоров с инвесторами Альберт Рау.
Еще одним важным вопросом для обсуждения, по словам вице-министра по инвестициям и развитию, станет предмет возможного разделения казахстанского законодательства на два сопутствующих блока в сфере недропользования: законодательство в области нефтегазового сектора и законодательство, регулирующее горно-металлургическую промышленность. На сегодня оба эти направления объединены в одну законодательную связку, что неправильно с точки зрения прогрессивного мирового опыта.
В то же время член Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Сената Парламента РК Ерлан Нигматулин заявил о недопустимости бесконечных изменений, дополнений и поправок в будущий Кодекс «О недрах и недропользовании».
«Действующий закон «О недрах и недропользовании» был принят в 2010 году. Уже в следующем году в него внесли 5 изменений. В 2012 году этих изменений стало уже 39! А в 2014 году в него было внесено 270 поправок! В общей сложности, за 5 лет закон меняли 23 раза, изменив в нем 76 статей, обновив его до неузнаваемости 321-й поправкой. Ни о какой законодательной стабильности в вопросе взаимоотношений с иностранными недропользованиями тогда не может идти и речи», – возмутился он.
Кодекс должен быть надежным и стабильным инструментом по привлечению в нашу страну инвесторов, должен создать условия для ведения бизнеса без оглядки на перманентные новшества и неожиданные поправки, полагает депутат.
«При этом, следует учитывать тот факт, что в основном инициатором постоянных изменений и поправок всегда выступало правительство, соответствующие министерства и ведомства. Есть над чем задуматься», – констатировал сенатор Ерлан Нигматулин.
По его словам, давно назрела необходимость четко разграничить и разъяснить такие понятия как «добыча», «переработка» и «первичная переработка». Сенатор выразил надежду, что новый Кодекс «О недрах и недропользовании» все-таки даст определения этим системным понятиям в области нефтедобычи и добычи полезных ископаемых. К тому же, Ерлан Нигматулин решительно выступил и за реализацию принципа «одного окна» при получении инвестором полного пакета документов, позволяющих ему осуществлять свое право на недропользование.
Один из немногих критериев, по которым он абсолютно согласился с вице-министром по инвестициям и развитию Альбертом Рау, стал узловой момент по разделению законодательства – на регулирование в сфере твердого и углеводородного сырья. По оценке Ерлана Нигматулина, подобная практика широко развита в США, Канаде, Норвегии и Австралии, а ведь именно за перенимание австралийского опыта в области недропользования выступает вице-министр инвестиций и развития РК.