Казахстанские ученые провели большое исследование казахских диаспор, проживающих в Западном Китае и Западной Европе, изучив их социально-экономическое положение, их воззрения, настроения и вкусы. В область социологического анализа вошло также предметное изучение их национально-культурного кода: насколько сильны их этнические, языковые, родовые и ментальные особенности в иной государственной среде, подвержены ли они трансформации или напротив, сохраняют монолитность.
Исследование проводилось под эгидой Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ), а его главным автором стала кандидат социологических наук, директор Исследовательского института «Общественное мнение» Ботагоз Ракишева. Она и презентовала свой доклад в Астане.
- «В первую очередь мы сфокусировали свое внимание на казахах, живущих вокруг Алтая. Это, конечно же, диаспоры Центральной Азии, России, Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китайской Народной Республики. В Западном Китае на данный момент проживает 1,5 млн этнических казахов, что составляет 7 % от общей численности Синьцзяна, общая численность населения которого равняется 22 млн человек, - отметила Ботагоз Ракишева. – В своей основе казахи Синьцзяна сохранили мощный этнический культурный код. Так, на родном языке образование получило 92,5 % представителей казахской диаспоры СУАР. Для 89,6 % опрошенных казахов Западного Китая очень важен вопрос родовой и жузовой принадлежности. В основном там проживают выходцы из Среднего жуза. При этом 83,2 % казахского населения СУАР старается заключать мононациональные браки внутри своей диаспоры. 91 % казахов Синьцзяна воспитывает своих детей в национальных обычаях и на родном языке. При этом 88 % опрошенных представителей казахского этноса Синьцзян-Уйгурского автономного района хотели бы, чтобы их дети жили в Казахстане», - подытожила директор ИИ «Общественное мнение» Ботагоз Ракишева.
В то же время, исследование наших ученых в части вопроса: «Какую страну вы считаете своей Родиной?», дало несколько неожиданные результаты. Большинство, а это 88,4 % ответило, что считает своей Родиной – Китай. Одновременно, будущее казахского языка беспокоило лишь 61 % респондентов против 32 %, которых его будущее беспокоило в какой-то мере.
Корреспондент центра деловой информации «Капитал» поинтересовался у спикера доклада, как можно объяснить подобное расхождение в настроениях опрошенных? Ведь, с одной стороны, подавляющее большинство из них хочет жить в своей культурной среде и желает безоблачного будущего своим детям именно в Казахстане, однако своей родиной считает все же КНР? К тому же, нас интересовало социально-экономическое положение казахской диаспоры в Синьцзяне, а заодно и в странах Западной Европы, куда по большей части и эмигрировали казахи именно Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
- «Представители казахской диаспоры СУАР это, прежде всего, жители этой территории в третьем, четвертом поколении. Для них Или-Казахский автономный округ и город Алтай являются исконно казахской землей, их Родиной, местом, где обустроен их быт, где, несмотря на автономность, процветают их традиции, обычаи и культура. Так уж повелось, что немало казахов уехали из этих мест, в том числе перебравшись в страны Западной Европы. Но в основном они осели в религиозно близкой и тюркоязычной Турции. Определенная часть переехала в Саудовскую Аравию. Тем не менее, когда и если они говорят о возврате домой, на Родину, они подразумевают СУАР. Так сложились историко-культурные реалии, - объяснила Ботагоз Ракишева.
При этом она отметила, что социально-экономическая дифференциация казахов Китая очень сложна и напоминает небольшой срез от нашего казахстанского общества. Есть преуспевающие бизнесмены, есть и аульная беднота. Хотя сейчас социально-экономическое самочувствие казахов Синьцзяна более или менее выравнивается благодаря туристическому кластеру в Или-Казахском автономном округе. Потому что за всю туристическую инфраструктуру округа отвечают казахи, которые благодаря этому обстоятельству и повышают свое благосостояние.
«Что касается казахских эмигрантов из СУАР в Турцию, то именно они впоследствии в качестве гастарбайтеров начали «покорять» Германию, затем расселились еще дальше. В частности, я встречала потомков таких вот первых казахских гастарбайтеров в Швеции и Норвегии. Как правило, сейчас их потомки вполне преуспевающие жители Евросоюза, представляющие крепкий европейский средний класс. У них есть хорошо оплачиваемая работа, они владеют несколькими языками, но основы их сегодняшнего процветания, безусловно, закладывали их предки, совершившие мощный географический рывок из Западного Китая в Турцию», - подвела итог социолог Ракишева.