USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
+0.020
BTC
63900.40$
-705.500

Откуда исходят вызовы для казахстанской безопасности?

Об этом в интервью Kapital.kz рассказал политолог Рустам Бурнашев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Откуда исходят вызовы для казахстанской безопасности?- Kapital.kz

Рустам, какие, на ваш взгляд, сегодня есть угрозы для Казахстана?

Если говорить на языке теории международной безопасности, угроз для Казахстана в настоящее время на самом деле нет. Скорее можно говорить о вызовах. Перед Казахстаном, как перед слабым государством, стоят ряд вызовов, а не угроз. Причем эти вызовы внутренние, как и бывает у слабых государств. Различие между угрозами и вызовами в данном контексте – различие между тем, насколько срочно нужно на них реагировать, и допустим ли при этом реагировании «переход» за рамки «обычной политики», определенной имеющимися нормами и правилами. Считается, что когда государство сталкивается с угрозами, оно получает право на «экстраординарные акции». Вызовы же предполагают продолжение работы в рамках имеющегося нормативного поля.

Если попытаться выделить основные вызовы, с которыми сталкивается Казахстан, прежде всего я бы отметил вот что: выражаются эти вызовы в том, что не все государственные органы, в том числе правоохранительные, работают на необходимом уровне. Сюда же примыкает и  вопрос коррупции. Если уровень коррупции превышает определенный порог, то какие-то цели, которые стоят перед государством, могут быть не выполнены. Такая ситуация обозначается как инфраструктурная слабость государства. Второй вызов. Вообще, для слабого государства все проблемы так или иначе связаны с одним вопросом. Это оторванность государства от граждан и, соответственно, недоверие населения к государственной политике. Причем это приводит к тому, что государство критикуется только по причине своей оторванности от граждан. То есть это происходит даже тогда, когда объективных причин для критики нет. Третий вызов – другой момент, если говорить о внутренней политике, это обостренность дискуссии на этнические и национальные темы. Я бы сказал даже более широко – по идентификационным вопросам в целом. Насколько жестко и некорректно обсуждают эту тему, видно на каждом интернет-портале, где позволяют открыто оставлять комментарии. Словом, полемика бывает очень агрессивной. Второй и третий вызовы, как правило, обозначают как отсутствие идентификационной связанности. Все указанные вызовы так или иначе связаны с риском раскола. Другой внутренний вызов – возможный раскол элит.

 Не могли бы вы объяснить, что имеете в виду под «слабым государством»?

Когда в 40-е годы прошлого века начали заниматься стратегическими исследованиями, то в качестве основных угроз для государств назывались внешние угрозы. Когда эта концепция развивалась и международные отношения стали выходить за рамки биполярного противостояния, то исследователи обратили внимание на другие страны, не относящиеся к «центру» международных отношений. Африканские государства в частности. Здесь был зафиксирован парадокс при всей искусственности государственных образований в Африке, созданных после крушения колониальной системы. Тогда эксперты увидели, что эти государства не воевали друг с другом и нападают друг на друга. То есть для них фактически не было внешних угроз. Но внутри этих государств очень много конфликтов. Таким образом, термины «сильное» и «слабое» государство не совсем оценочные. Просто сильным государствам угрожают внешние факторы, а слабым – внутренние.

То есть для Казахстана нет вызовов извне?

Нет, не совсем. Любое государство всегда сталкивается с внешними вызовами, но не всегда их можно обозначать как угрозы. Конечно, есть внешние факторы, на которые нам следует обратить внимание. Здесь ключевой вызов – пересмотр норм международного права. Последний прецедент – аннексия Крыма Россией. Но это не единственный пример.

Но остановимся пока на России. Если мы берем в целом российскую внешнюю политику по отношению к странам Центральной Азии, то мы можем говорить, что здесь есть элемент непредсказуемости, несогласованности. Отдельные сектора российской внешней политики внутренне не согласовываются. И это имеет место с 1990-х годов. Для нас Россия - это серьезный вызов. Да, это стратегический партнер, но вызовы, связанные с ним, есть. Однако это не значит, что мы вызов отторгаем. Это не значит, что это враг. Это наш партнер с какими-то системными характеристиками, в которых есть элемент вызова. И мы должны это учитывать, работать над этим.

Каким образом?

Прежде всего учитывать в рамках собственной внешней политики указанный фактор непредсказуемости. Второе – прилагать все усилия для закрепления международного права. По сути, это основной гарант международной безопасности Казахстана.

В этом направлении уже озвучивались некоторые инициативы. Например, от вырабатывающих органов звучали интересные инициативы. Говорилось, в частности, что Казахстану необходимо пересмотреть Будапештский меморандум. Звучала мысль, что здесь необходим более серьезный, новый договор. Но страна не может просто взять и выйти с такой инициативой, если не будет гарантий. Сначала идут не публичные переговоры, наработки. Потом могут выйти на публичный уровень. В общем, если эти процессы и идут, то не на публичном уровне. Ведь если страна что-то предлагает какую-то инициативу, а ее отвергают, то это потеря в плане престижа.

Видите ли вы вызовы со стороны других наших партнеров - Китая, Запада?

Да, как я уже говорил, любой партнер на международной арене является источником вызовов и рисков. Это можно обосновать и в отношении Китая, и в отношении так называемого Запада, и в отношении наших соседей по Центральной Азии. Очевидно, что все эти страны стремятся реализовать прежде всего свои интересы, и то, насколько они согласуются с национальными интересами Казахстана, – вопрос открытый. Тут можно вспомнить классическую фразу, сказанную относительно Великобритании, но применимую и к Казахстану: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы, и защищать их – наш долг».

Что насчет терроризма? Сейчас из-за ИГИЛ об этом стали говорить все чаще. Да и без этой организации у нас несколько лет назад имели место теракты…

Как правило, на бытовом уровне сейчас любая насильственная акция начинает интерпретироваться как террористическая. Но это некорректно. Официально в Казахстане в последние годы зафиксировано не так много акций, которые рассматриваются как террористические. Так, в 2011 году, наиболее проблемном с точки зрения числа насильственных акций, как террористические рассматриваются только взрывы в Атырау, произошедшие 31 октября, и действия Кариева 12 ноября в Таразе. К ним примыкают заявления так называемых «Солдат Халифата». При этом важно понимать, что основания для роста радикальной активности в Казахстане также внутренние.

Здесь уместен такой вопрос: насколько «международным» террористам рационально совершать теракты здесь, в Казахстане? Мне кажется, им это абсолютно неинтересно. Мы находимся на периферии международных отношений. Здесь не будет отдачи от теракта, как в США или Англии.  Они не будут обсуждаться мировыми СМИ с той же степенью внимания.

Что касается ИГИЛ, то это исключительно ближневосточная тема.

Но есть идеологический фактор. Например, люди здесь видят, что творит ИГИЛ, и думают, вот, смотрите, наши братья по вере смогли многого добиться в Ираке. И могут повторить их опыт. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.