Имущество экс-главы «БТА Банка» Мухтара Аблязова может быть конфисковано в случае, если Казахстану будет отказано в экстрадиции. Об этом сообщает «ИА Новости – Казахстан » со ссылкой на заместителя генерального прокурора Иоганна Меркеля.
По его словам, норма, позволяющая конфисковать имущество скрывшихся от следствия лиц до вынесения приговора, предусмотрена в проекте нового Уголовного кодекса Казахстана. Стоит отметить, что данная норма будет применяться только к тем лицам, которые покинули пределы Казахстана и экстрадиция по определенным причинам невозможна. Как подчеркнул Меркель, конфискация имущества без приговора будет приниматься только по решению суда и может быть обжалована в вышестоящих инстанциях. Помимо этого, эта мера будет применяться только в том случае, если в ходе следствия четко будет доказано, что имущество добыто незаконным путем в ходе совершения того или иного преступления.
«Жизнь казахстанского
беглеца Мухтара Аблязова всегда была предметом спора. У олигарха было все, о
чем можно было только мечтать, но 31 июля 2013 года все изменилось. В этот день,
Мухтар Аблязов находился у себя на вилле, на окраине Ниццы в ожидании важного
гостя. Месяцем позже, за тысячи километров, в центре Лондоне Высокий суд под
председательством судьи Николаса Хамблена рассмотрит дело в отношении стройной,
высокой и светловолосой женщины из Украины. Ее арест стал результатом эффективной работы британской юридической фирмой Hogan Lovells,
выступающей от БТА банка. Этот
финансовый институт был национализирован в 2009 году в самый разгар финансового
кризиса, в итоге банк потерял большинство кредиторов, а вместе с тем и миллиарды
долларов. По словам специалистов, это
произошло благодаря неправомерным действиям Мухтара Аблязова, который путем
умопомрачительно сложных махинаций вывел активы на сумму в размере 6 миллиардов долларов.
Его оффшорные компании охватили практически весь земной шар - от Европы до
Карибского моря, США и западной части Тихого океана»,- сообщает информационный сайт Euromoney.com .
Юристы из адвокатской конторы Addleshaw Goddard, представляющие интересы Мухтара Аблязова, выдвинули на суде совершенно иное предположение о виновности своего клиента. По их мнению , крах финансового института вытекает из негативного последствия национализации вполне «здорового» банка. Защита полагает, что реструктуризация БТА Банка является частью политической игры, затеянной властями Казахстана.
Но речь в тот день шла не о банке, а споре на право собственности портом Витино на Белом море. Юристы Hogan Lovells утверждают, что конечным бенефециарным владельцем пакета акций был именно Аблязов. Однако они были загнаны в тупик внезапным появлением доселе неизвестного истца- Елены Тищенко. Тищенко приобрела публичность в тот момент, когда она стала представителем своего супруга Сергея Тищенко в судах Великобритании. Известный бизнесмен выразил готовность приобрести порт Витино через акции и приобретение долга перед БТА - банка. Контрольный пакет акций- 51 % находился у Мухтара Аблязова. Однако планам Сергея Тищенко не суждено было сбыться - две компании, участвовавшие в сделке по перекупке долга, оказались под арестом. Компания Valenora принадлежала самому Тищенко, вторая- International Petroleum Services Group (IPSG) - его деловому партнеру Андрею Воробьеву. Данные компании были причислены к активам Мухтара Аблязова, которые он, якобы приобрел на денежные средства БТА банка. Елена Тищенко приложила максимум усилий для того, чтобы отстоять интересы компаний. У юриста были на руках несколько юридических документов, которые стали бы началом громких разбирательств вокруг БТА Банка. Наличие данного факта стало жупелом в серии обструкционистских маневров на пути к ее задержанию. За симпатичной блондинкой было установлено наблюдение. После развода с мужем она проводила много времени на 21-м этаже в офисном здании финансового портала на Брод-стрит, где расположился Eastbridge Capital- инвестиционный холдинг для отмывания всех похищенных активов Мухтара Аблязова. Сыщикам удалось выяснить, что помимо деловых отношений, Тищенко состояла в любовной связи с опальным олигархом. Для совместного времяпровождения Аблязов арендовал отдельную виллу, всего их было три: в одной жила супруга экс-главы БТА Банка Алма Шалабаева, во второй- дочь Мадина вместе со своим мужем Ильясом Храпуновым. Арест Аблязова был инициирован ранним утром 31 июля. Накануне ночью был задержан его садовник, который косвенно помог сотрудникам спецназа штурмовать дом олигарха. В полиции опасались, что внутри дома окажется личная охрана Аблязова, которая окажет достойный отпор. Однако все оказалось с точностью наоборот - его застали завтракающим за столом в разговоре с Тищенко по Skype. Тищенко была задержана в московской гостинице 2 сентября. Ей были предъявлены обвинения в отмывании денежных средств. Елена Тищенко оказалась более удачливой. В конце декабря прошлого года Елена Тищенко попала под экономическую амнистию.
Накануне Нового года БТА Банк неожиданно отказался от исковых требований по возмещению ущерба, нанесенного
действиями Тищенко. После чего следственный департамент МВД закрыл уголовное
дело в отношении юриста. По некоторым данным, Елена Тищенко уже покинула
пределы России и сейчас вместе со своими детьми находится в Лондоне.
Как выяснилось, Тищенко подыскала лиц для совершения преступления, возглавила структурное подразделение, которое организовывало незаконные сделки Аблязова. Тищенко 3 месяца просидела в СИЗО. Суд отказывался выпускать ее из-под стражи, поскольку она не являлась гражданкой России, и у нее не было своего жилья в Москве. Между тем адвокаты Елены Тищенко настаивали, что она должна быть амнистирована, поскольку обвиняемые по статье Уголовного кодекса о легализации денежных средств попадают под действие экономической амнистии. Однако следствие посчитало, что в соответствии с законом женщина должна возместить убытки, причиненные банку, и только после этого ее можно будет освободить из-под стражи. В конце декабря прошлого года Тищенко изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Амнистия Тищенко стала возможна после отказа «БТА Банка» от своих исковых требований по возмещению ущерба в размере 439 млн. долларов.
В настоящее время Аблязов находится в тюрьме города Люин, распложенного недалеко от Экс-ан-Прованс. Все ходатайства со стороны его адвокатов об освобождении из-под стражи были отклонены.Его защита настаивает на том, что доказательства его вины были собраны с нарушением требований закона. Выдачи банкира добивались Россия, Украина и Казахстан. В начале января французский суд постановил экстрадировать Аблязова в Россию или на Украину, при этом приоритет отдается российской стороне. Далее решение об экстрадиции должно быть одобрено премьер-министром Франции.
Вскоре после вынесения решения судом, защита заявила о намерении обжаловать его. Также ранее один из адвокатов Аблязова Бруно Ребсток заявлял, что принятие решения об экстрадиции «не делает чести французскому правосудию», предположив, что либо французская фемида слишком наивна, либо на нее было оказано серьезное политическое давление.
Аблязов продолжает заявлять о своей невиновности. «Все это неправда. Дело против меня было сфабриковано в Казахстане. Эти деньги до сих пор находятся на счетах банка. Они никогда не были украдены», заявил Аблязов на одном из судебных процессов, добавив, что он является «жертвой политических преследований». С другой стороны, благодаря Мухтару Аблязову мировая общественность узнала о финансовой системе Казахстана. Но, для многих, он продолжает оставаться « патологическим лжецом и манипулятором мирового класса», использовавший финансовый институт в качестве «личного банкомата».