Первые две визы цифровых кочевников выданы гражданам Алжира и Ботсваны
Заявки на участие в программах подали 204 человека
Первые две визы цифровых кочевников Казахстаном выданы гражданам Алжира и Ботсваны. Об этом сегодня в ходе заседания правительства, докладывая об интеграции информационных систем в сфере миграции, сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В целях повышения привлекательности Казахстана для высококвалифицированных IT-специалистов и создания комфортных условий для их интеграции в экосистему страны были запущены программы Digital Nomad Residency и Digital Nomad Visa. Первая программа позволяет получить вид на жительство полностью в онлайн-формате.
«Ранее для этого требовалось личное прибытие в страну, получение ИИН и ЭЦП, а также подтверждение дохода. Сегодня процесс стал полностью дистанционным. Подача осуществляется через сайты astanahub.com и egov.kz, ИИН и ЭЦП можно оформить через загранучреждения, подтверждение дохода больше не требуется. Это значительно упростило въезд и легализацию для иностранных IT-специалистов», - отметил он.
Вторая программа касается специализированной визы для цифровых кочевников, она позволяет работать в Казахстане по своей профессии сроком до одного года с возможностью дальнейшего получения вида на жительство (ВНЖ).
«Она оформляется онлайн и впервые легализует трудовую деятельность цифровых кочевников на территории страны. На сегодняшний день получены 204 заявки на участие в программах. Выданы первые две визы гражданам Алжира и Ботсваны», - сообщил министр.
Эти программы – важный шаг на пути формирования современной и технологичной миграционной политики, ориентированной на привлечение цифровых талантов.
«Также хотел бы рассказать про QazETA. Это мобильное приложение по онбордингу иностранцев в Казахстане, которое предоставляет им доступ к ряду сервисов в части цифровых госуслуг: на получение визы, регистрацию по месту пребывания и иные миграционные сервисы, в части туризма, предоставления информации о достопримечательностях, турах, бронирование гостиниц, покупке билетов, в части связи и транспорта, покупки SIM-карт, аренды авто, такси, график и оплаты общественного транспорта, в части бизнеса и инвестиций – доступ к информации об Astana Hub, МФЦА, а также B2B-услугам, в части безопасности – экстренные контакты, медицинские услуги», - уточнил Жаслан Мадиев.
15 июля 2025 года в рамках пилотного проекта мобильное приложение QazETA было размещено в Playmarket. На площадке AppStore размещение приложения планируется осуществить до конца этого месяца.
«Кроме этого, в октябре текущего года в рамках приложения будут запущены два новых процесса, по которым идет проработка законодательства ETA (Electronic Travel Authorization) - выдача разрешений на въезд для безвизовых стран; E-residency – новая возможность для иностранцев, на примере опыта Эстонии и Сейшел; предоставление возможности регистрации резиденства в юрисдикции МФЦА для открытия бизнеса без посещения страны.
Гражданам и организациям доступно 23 госуслуги в сфере миграции, из которых 13 в онлайн-формате. Всего за год оказано в онлайн-формате 2,4 млн услуг.
Наибольшим спросом пользовались следующие госуслуги:
выдача паспортов, удостоверений личности гражданам РК (в бумажном формате) – 2,9 миллиона услуг;
регистрация по месту жительства граждан РК – 2,1 миллиона услуг;
снятие с регистрации по месту жительства граждан – 863 тыс. услуг;
выдача иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РК – 792 тыс. услуг;
формирование и корректировка ИИН иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РК – 595 тыс. услуг.
«Таким образом, в миграционной сфере наблюдается высокая нагрузка на услуги. При этом почти треть из них успешно оказывается в онлайн-формате, что является показателем активной цифровизации. В то же время ключевая услуга – выдача удостоверений личности – по-прежнему предоставляется исключительно в бумажном виде. Это ограничивает долю онлайн-услуг в данном направлении», - уточнил глава МЦРИАП.
В рамках цифровой трансформации госуправления в сфере миграции ведется работа по анализу и оптимизации бизнес-процессов с целью повышения их эффективности.
«В текущей модели сопровождение иммигранта требует его личного присутствия на каждом этапе: для подачи заявлений на визу, получение ИИН, разрешений и статусов. Процесс включает до 10 госуслуг и сопровождается многократной проверкой одних и тех же данных. Отсутствие автоматизации и единой информационной системы приводит к задержкам, ошибкам и высокой нагрузке на госорганы», - отметил Жаслан Мадиев.
В результате реинжиниринга внедряется новая модель, в которой:
цель визита и данные заявителя известны еще до его прибытия;
все миграционные процедуры объединяются в единую цифровую услугу;
проверки осуществляются автоматически через интеграцию информационных систем;
взаимодействие с заявителем организуется через единую точку входа;
формируется аналитическая база для прогнозирования миграционных потоков.
«По итогам реинжиниринга ожидается сокращение количества процедур на 60–70%; снижение сроков рассмотрения; устранение дублирования; повышение прозрачности и управляемости; оптимизация ресурсов государственных органов; укрепление имиджа страны», - заключил министр.
Ранее в МВД сообщили, что за год число прибывших в Казахстан иностранцев выросло на 600 тысяч человек. Министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова также сегодня назвала вызовы для Казахстана, связанные с геополитическими событиями и миграционными процессами. В Минтруда не исключают риска использования Казахстана как транзитной зоны для миграции.
Читайте также
Информация о них будет содержаться на миграционной платформе Migration.enbek.kz
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
