В 2012 году рост туристического рынка продолжался вопреки экономической нестабильности. Как отмечается в сообщении Всемирной туристской организации, на туризм приходится 9% мирового ВВП, до 45% экспорта наименее развитых стран и каждое 12 рабочее место. В 2011 году число международных туристических поездок составило 980 млн, что на 4% больше, чем годом ранее. Число туристов в 2012 году впервые превысило 1 млрд человек.
«Казахстанские туристы в 2012 году отдали предпочтение Турции. Такая популярность этой страны достигается за счет рекламы и активной работы турецких компаний, поэтому они и удерживают лидерские позиции на мировом туристском рынке, – подчеркивает Асем Рахимжанова, генеральный директор туристской фирмы «Kondor-Tour. – Также увеличился спрос на Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)».
Вместе с этим, по мнению эксперта, в 2012 году увеличилось количество туристов в соседний Китай. «За счет доступной цены на проживание в гостиницах (дешевле, чем в Казахстане) туристы предпочитают выехать в любую страну и тем самым получить хороший сервис и разумную стоимость за предоставленные услуги», – говорит г-жа Рахимжанова. Она приводит в пример ОАЭ, где перелет и проживание на 7 дней в 5-звездочном отеле дешевле в 2 раза, чем посетить отечественный санаторий или остановиться в нашей гостинице.
По информации VIP KZ TOUR, среднестатистический казахстанский турист готов заплатить за тур в Турцию до 150 тыс. тенге за 9-10 ночей в четырех-пятизвездочном отеле. Тур в Испанию или Великобританию на человека обойдется в пределах 200-250 тыс. тенге за 7 ночей в трехзвездочном отеле. В ОАЭ тур для казахстанца составит в пределах 180 тыс. тенге за 10 ночей в четырехзвездочном отеле. В стоимость таких туров, как правило, входит: авиаперелет, групповой трансферт, питание на базе завтраков (исключение составляет Турция с питанием «все включено»), проживание в отеле, страховка, виза.
Вместе с тем ориентированность казахстанских туристов на другие страны приводит к оттоку капитала из страны. «Наша компания специализируется на внутреннем туризме. Это не совсем благодарное дело с точки зрения прибыли и выживания на рынке. Многие гостиницы и санатории не хотят и не могут работать цивилизованно, мы продвигаем услуги наших отечественных гостиниц, санаториев и развлекательных комплексов, – отмечает г-жа Рахимжанова. – Делаем им рекламу на сайтах и в различных изданиях. А взамен нам даже не дают комиссию за предоставленного туриста. Как ни смешно, но нам предлагают самим добавлять свою комиссию к стоимости».
Любому туристу важно получить максимально хороший сервис по доступной цене. Согласно данным туристской фирмы «Kondor-Tour», на сегодня российские операторы предлагают туры в ОАЭ по $700 на 8 дней, куда входит стоимость авиабилета, проживание в отеле с завтраком, медицинская страховка, групповой трансфер. «А в Алматы за эту стоимость невозможно снять гостиницу среднего класса, не говоря о трансферах и экскурсиях как о включенном сервисе», – сетует г-жа Рахимжанова.
Во многих странах туризм является основным источником притока капитала, и государство рекламирует себя. «Посмотрите, как Китай разрекламировал Хайнань, а ведь всего несколько лет назад многие скептически смотрели в их сторону. А сейчас – жемчужина Азии, азиатские Багамы, – подчеркивает Асем Рахимжанова. – В прошлом году Министерство туризма Китая финансировало приезд китайских операторов к нам на выставку, где гости провели прекрасные презентации своих гостиниц и всех услуг для приема туристов. Сегодня в Хайнань летят чартеры со всего мира».
«Мы надеемся, что сможем повысить сервис предоставляемых услуг, рассказать всему миру о красотах нашей земли и люди с желанием будут ехать с различных уголков планеты, чтобы полюбоваться и остаться довольными!» – делится специалист.