Факт приобретения французской нефтегазовой компанией Total доли в двух концессиях по разработке углеводородов в Казахстане свидетельствует о неготовности отечественных компаний самостоятельно вести разведку и добычу.
Недавно стало известно, что французская нефтегазовая компания Total приобрела 75-процентные доли в двух концессиях по разработке Северного и Южного блоков в юго-западной части Казахстана, где ранее оператором являлась казахстанская компания Nurmunai Petrogas.
Два блока занимают площадь около 14,5 тыс. квадратных километров. Французская компания отмечает, что сделка, ранее утвержденная властями Казахстана, расширяет ее портфель в стране в сегменте добычи. Total намерена пробурить первую скважину в 2013 году.
«Приобретение долей в двух концессиях компании Nurmunai Petrogas соответствует нашей стратегии в сегменте разведки и укрепляет наше присутствие в Казахстане», – отметил вице-президент компании по разведке и добыче Ив-Луи Дерикаррер.
Total расширяет сырьевую базу
Причем компания Total распродает некоторые активы, чтобы аккумулировать средства на новые покупки.
В начале ноября крупнейший в Китае нефтехимический концерн China Petroleum & Chemical Corp. (Sinopec) заявил, что в ближайшее время завершит сделку по выкупу активов у французской Total SA в Нигерии на сумму $2,4 млрд.
Реализация активов проходит в рамках ранее заявленной программы компании Total по распродаже активов на общую сумму $15-20 млрд до 2014 года. Деньги, заметили тогда представители компании, необходимы для стимулирования развития разведки и добычи. Так оно и произошло. В конце сентября Total приобрела 40%-ную долю у малазийской Petronas в двух углеводородных блоках в бассейне Rovuma в Мозамбике. В соответствии с подписанным договором о разделе продукции оператором останется Petronas.
Блоки занимают площадь 15,25 тыс. кв. км и находятся на глубине до 2,5 тыс. метров. «…Сделка значительно усиливает наше долгосрочное присутствие в Восточной Африке. Разведочные скважины планируется пробурить в ближайшее время», – заявил тогда старший вице-президент Total по разведке и добыче в Африке Жак Марро де Гроте.
Отмечалось, что сделка подлежит одобрению правительством Мозамбика. Напомним, что Total через аффилированные структуры работает в Мозамбике с 1991 года.
Спустя некоторое время компания заявила о покупке казахстанских активов.
Так что в Total придерживаются четкой стратегии: распродают уже разведанные и эксплуатируемые месторождения, чтобы вместо них приобрести новые, еще не разведанные.
Французы опытнее
В своем недавнем интервью журналу «Казахстан» г-н Дерикаррер еще раз отметил, что основной деятельностью компании Total является разведка и добыча.
Компания Total осуществляет свою деятельность в Казахстане с 1993 года, с момента создания международного консорциума «Казахстанкаспийшельф» (ККШ) для проведения геофизических исследований на шельфе Каспийского моря. По результатам исследований было подписано соглашение о разделе продукции с консорциумом, в котором долевое участие Total на сегодняшний день составляет 16,81%. Total является активным партнером в разработке по лицензионному участку, включающему месторождение Кашаган. Также Total – участник Северо-каспийской операционной компании (NCOC).
Причем в NCOC компании Total принадлежит ключевая роль. Как заметил г-н Дерикаррер, «поскольку мы имеем богатый опыт разведки и добычи в технически сложных и экстремальных условиях». «Это, к примеру, проекты в Северном море, а также глубоководные проекты, такие как Пазфлор и др. Таким является и проект Кашаган: чувствительная экосистема, мелководная зона, отсутствие выхода к открытым морям, высокое пластовое давление, большое содержание сероводородов, высокая амплитуда температур зимой и летом. На данный момент завершается первая фаза разработки месторождения, так называемая программа опытно-промышленной разработки, включающая в себя строительство технологических сооружений для добычи и предэкспортной переработки нефти и газа, а также закачки неочищенного газа. Первая кашаганская нефть ожидается в конце 2012 года. В этом отношении безопасность и охрана окружающей среды являются для нас главным критерием, ведущим к началу добычи», – продолжил он.
В то же время большая часть казахстанских компаний-недропользователей не имеет такого богатого опыта разведки и добычи. Зачастую они держат активы для того, чтобы при случае выгодно продать.
Сами пока не можем
Безусловно, компания Nurmunai Petrogas, которая продала активы Total, не имеет ни финансовых, ни интеллектуальных, ни технологических возможностей, чтобы самостоятельно вести разведку и добычу в сложных условиях, которые имеются в Казахстане.
Разведкой занимается, например, РД «КазМунайГаз» (РД КМГ), да и то при мощной поддержке материнской компании. Как правило, остальные отечественные компании-недропользователи используют покупку перспективных нефтегазоносных блоков как беcпроигрышные инвестиции. Разница в цене покупки и цене продажи и есть их основная прибыль.
Пока небольшие отечественные компании не могут самостоятельно вести разведку и добычу, они будут продавать свои активы. Французская Total – далеко не худший вариант. Ее присутствие еще более укрепляет интерес иностранных инвесторов к Казахстану.
Арман Карин