Рынок печати меняется, полиграфия вынуждена принимать и адаптировать новые технологии. «Все цифровое, все мобильное, почти все цветное, все безопасное. Так что мы фактически меняем бизнес, к которому так привыкли. Мы должны приспособиться, чтобы бизнес стал более уместным сегодня. Это более важное, конкурентное и увлекательное время для присутствия в печатной индустрии, чем когда-либо до этого», – говорит Урсула Бернс, CEO компании Xerox. Об актуальных направлениях бизнеса компании, развитии рынка аутсорсинга печатных процессов и новых технологических решениях в интервью «Капитал.kz» рассказал Владимир Малеев, глава представительства Xerox Central Asia.
– На прошедшей в этом году выставке drupa 2012 эксперты единодушно пришли к выводу, что традиционная печать не умерла, она обладает большим потенциалом и усиленно инвестирует в будущее. Одним из трендов развития отрасли на drupa стали гибридные технологии и экологически чистая печать. Как Xerox развивает эти технологии?
– У Xerox, как у технологического лидера в технологиях печати, есть решения, снижающие риск загрязнения окружающей среды. Одно из таких инновационных направлений – твердочернильная печать. В отличие от традиционной струйной или лазерной печати, чернила для печати хранятся не в контейнере (тонер-картридже), а в виде цельного бруска из воска, пропитанного пигментом. При этом сам пигмент абсолютно не токсичен, и восковой брусок можно брать голыми руками. Еще одной особенностью этой технологии является очень низкая себестоимость цветной печати. Цветной отпечаток сравним по цене с черно-белыми оттисками.
В Казахстане аппараты такого класса успешно продаются уже больше двух лет под названием Xerox ColorQube.
– Насколько активен интерес к цифровым решениям для коммерческой полиграфии на сегодняшний день?
– Интерес очень высок. На текущий момент рынок претерпевает серьезные изменения, и участники рынка коммерческой полиграфии понимают, что нужен более эффективный способ инвестиций в свой бизнес. Одним из решений и является цифровая печать, которая способна расширить ассортимент конечной продукции типографии и обеспечить прибыль предприятию.
– Какие из направлений вашей деятельности сейчас наиболее актуальны для компании: поставки оборудования или предоставление сервисов и услуг?
– На сегодняшний день актуальными являются оба направления. Однако, конечно же, ветвь бизнеса, связанная с предоставлением услуг, набирает свои обороты. И это совсем не мода на новшества, скорее это новый формат видения бизнеса, где наряду с критериями качества серьезный вес приобретают финансовые показатели, долгосрочность и четко описанная экономия в обмен на оптимизацию. Нужно признать, что современные заказчики все меньше обращают внимания на логотипы вендоров на оборудовании и все больше интересуются самим процессом печати. Причем процессом печати в полном смысле этого слова, а не только его технологической составляющей.
– Расскажите о развитии рынка аутсорсинга печатных процессов в Казахстане. На какой сегмент бизнеса он рассчитан и в каких случаях такой вид аутсорсинга может быть экономичным? В каких суммах исчисляется экономический эффект от сокращения расходов при переходе компании на аутсорсинг?
– На текущий момент мы сосредоточены на двух больших процессах, связанных с печатью документов, – это печать офисных (повседневных) документов и печать документов информационного характера, которые используются нашими заказчиками как инструмент коммуникации со своими клиентами. В первом случае речь идет о компаниях с большим количеством персонала, наличием офисных зданий и немалым документооборотом. Как правило, это представители финансовой индустрии, рудо- и ресурсодобывающие компании, включая дочерние структуры. Во втором случае это компании, активно развивающие бизнес с физическими лицами, – розничные банки, представители телекоммуникационной индустрии, ритейловый бизнес.
Если говорить об экономии, то достичь ее можно всегда, и другой вопрос – будет ли ее размер интересен заказчику. Поэтому, как правило, наши аутсорсинговые услуги сориентированы на заказчиков с большим документооборотом, предусматривающим печать документов от 70-100 тыс. листов и более ежемесячно. Экономический эффект зависит от нескольких показателей. Прежде всего нужно проанализировать текущее положение вещей, затем осознать возможность применения наших оптимизационных инструментов. Именно поэтому все проекты подобного рода начинаются с проведения обследования печатной инфраструктуры клиента. Здесь необходимо отметить, что в последнее время проведение обследования у нас занимает все меньше и меньше времени, так как огромное количество аналитики уже имеется у наших потенциальных заказчиков.
На мой взгляд, это еще раз подтверждает предположение о том, что задачи, связанные с ужесточением контроля за расходами (в данном случае на печатную инфраструктуру), имеют очень высокий приоритет. Только после анализа мы готовы гарантировать экономию, выраженную процентом от текущего положения вещей. На практике данная цифра начинается от 15% и выше.
– Сколько времени занимает проект по переводу печатной инфраструктуры компании на аутсорсинг?
– Вопрос непростой. Есть несколько условий, влияющих на скорость разворачивания услуг. Прежде всего это объем печатной инфраструктуры, ее содержание, возможности по оптимизации (централизация печати, репозиционирование оборудования, реструктуризация печатных потоков), географическое расположение офисов заказчика. Перевод инфраструктуры во внешнее управление может осуществляться от двух-трех недель до года, а иногда и более.
– Какова ваша доля рынка в сегменте лазерной печати по состоянию на конец текущего года? Какова динамика по сравнению с прошлым годом?
– В настоящее время мы уверенно прибавляем по 1-2% роста ежегодно. Наша доля в лазерной печати в общем составляет около 15%. Однако мы предпочитаем не измерять долю рынка в количестве проданных устройств. Есть сегменты, в которых Xerox традиционно силен – офисная печать, промышленная печать, оперативная полиграфия, широкоформатная печать. В этих сегментах доля рынка Xerox достигает 90%.
– Насколько рынком сейчас востребованы многофункциональные устройства (МФУ)? Какова динамика продаж в этом сегменте?
– На текущий момент компании на рынке понимают все преимущества МФУ над набором устройств для офисной работы. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что МФУ пользуются гораздо большей популярностью, чем просто принтеры, так как пользователи предпочитают устройства с широким функционалом, которые, занимая минимум места, могут решить максимум задач. Перераспределение спроса с принтеров на МФУ происходит очень плавно. Для более конкретных данных нужно рассматривать каждый сегмент в отдельности. К примеру, в сегменте аппаратов для дома (SOHO) пользователи склоняются к покупке струйных МФУ, в то время как в офисной печати МФУ занимают около 65% всех устройств.
– Корпорации Xerox и Cisco объявили о сотрудничестве в сфере «облачных сервисов» и технологических решений. Расскажите о том, что уже сделано в этой сфере.
– Прежде всего это соглашение было подписано в расчете на повышение доступности IT-приложений и увеличение эффективности использования человеческих ресурсов, в том числе с помощью Mobile Print – решения, позволяющего распечатывать документы с любых устройств, в любое время, в любом месте. Завершается работа над созданием услуги по управлению офисной печатной инфраструктурой Xerox Managed Print Services с использованием технологии Cisco Borderless Networks. Решение позволит компаниям сократить расходы на эксплуатацию техники и повысить производительность работы сотрудников с помощью современных мобильных и сетевых возможностей печати. О запуске совместного решения будет объявлено в 2013 году.
Виктория Говоркова