На ноябрь текущего года благодаря электронной системе государственных закупок правительство сэкономило около 24 млрд тенге бюджетных средств, сообщает пресс-служба ТОО «Центр электронной коммерции». В целом за четыре года работы электронной площадки экономия по электронным госзакупкам способом запроса ценовых предложений составила около 100 млрд тенге.
Площадкой для проведения госзакупок в электронном формате является веб-портал госзакупок – www.goszakup.gov.kz, разработанный ТОО «Центр электронной коммерции». Количество пользователей веб-портала за время работы системы электронных государственных закупок достигло более 137 тыс. участников. Из них 24 тыс. 516 заказчики в лице госучреждений и 100 тыс. 979 поставщиков – представители бизнеса (46 тыс. 255 поставщиков – юридические лица и 54 тыс. 674 поставщиков – физические лица).
Всего за время работы веб-портала было размещено более 10 млн лотов и более 3,3 млн объявлений, заключено более 3 млн договоров. В целом разработка портала www.goszakup.gov.kz обошлась государству в 1 млрд тенге и уже окупила свои расходы в 100 раз.
Напомним, Закон о госзакупках был принят летом 2007 года. Освоение электронного формата проведения закупок как самого современного метода их осуществления здесь началось еще в 2009 году.
Однако государственные закупки по методу ценового предложения в электронной форме начали проводиться с 1 января 2010 года.
Тогда же министр финансов Болат Жамишев призывал местные исполнительные органы, руководителей территориальных подразделений центральных исполнительных органов получить электронные ключи и зарегистрироваться в системе с тем, чтобы с 1 января иметь возможность осуществлять госзакупки в соответствии с законодательством. Как тогда же уточнил министр, в 2009 году такие электронные ключи получили 18,3 тыс. организаций. Из них 4,7 тыс. уже производили закупки в электронном формате.
Но доверие к госзакупкам в электронном формате было невысоким: большинство госорганов и госорганизаций осуществляли закупки в традиционной форме.
Сейчас, по состоянию на 18 ноября 2012 года уже заключено более 3 млн договоров, свыше 138 тыс. участников, более 194 тыс. пользователей и свыше 21 млн заявок поставщиков.
С 1 июля 2012 года государственные закупки в Казахстане осуществляются только в электронном формате. Процедуры проведения электронных закупок утверждены постановлением правительства № 623 от 15 мая 2012 года и введены в действие в июне текущего года.
Помимо этого, с 1 июля 2012 года введен и новый способ осуществления госзакупок –электронный аукцион. Принцип его проведения основывается на снижении цены поставщиками в ходе торгов в режиме реального времени. Электронный аукцион предназначен для приобретения товаров (работ, услуг) по перечню, утвержденному постановлением правительства № 339 от 19 марта 2012 года.
Такие изменения в систему госзакупок Казахстана внесены на основании ратифицированного парламентом Соглашения о государственных (муниципальных) закупках в рамках Таможенного союза трех стран. Согласно этому документу,приоритетными формами приобретения товаров (работ, услуг) для государственных нужд должны стать электронный аукцион и открытый конкурс.
Для сравнения: на сегодняшний день более 80% всех государственных (муниципальных) закупок в России проводятся в форме электронных аукционов.
На сайте Независимой ассоциации предпринимателей РК генеральный директор ТОО «Канц-Сервис» Нуржан Калиев рассказал о проблемах госзакупок в электронном формате.
Первое, по его мнению, отсутствие разделения на группы товаров. «К примеру, чтобы отыскать заказчика по канцелярским или хозяйственным товарам, приходится просматривать абсолютно все нужные и ненужные заявки», – заявил он.
Очень сложно найти интересующую фирму. «К сожалению, на веб-портале госзакупок все организации размещены хаотично и непоследовательно, то есть разные по содержанию и направлению лоты соседствуют друг с другом, из-за чего возникает невероятная путаница. Приведу наглядный пример. За лотом «ветеринарные услуги» следует лот «бумага туалетная», – продолжил бизнесмен.
В результате заказчики и потенциальные поставщики не могут найти друг друга. Организаторы конкурса объявляют его несостоявшимся, хотя на самом деле, считает Нуржан Калиев, «поставщикам сложно было найти среди множества других различных заявок необходимую по заданной специфике».
Есть также ряд других проблем, когда в погоне за низкими ценовыми предложениями индивидуальные предприниматели закупают товары плохого качества, и заказчик его вынужден получить и оплатить. Кроме того, в результате конкурса заказчик может получить множество поставщиков, с каждым из которых нужно составить договор, а это большие затраты не только бумаги, но и времени. Зачастую лоты делятся между несколькими фирмами, в силу чего все победители получают мизерную сумму, которой часто не хватает даже на компенсацию транспортных услуг.
В конечном счете, понятно, что за госзакупками в электронном формате будущее. Но чтобы это будущее было еще более привлекательным, нужно устранить имеющиеся проблемы.
Арман Карин