…снизим цены и обанкротим неэффективных
В течение 2013 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) планирует создать всю необходимую правовую базу антимонопольного регулирования, включая модельный закон о конкуренции, для трех стран из Таможенного Союза и начнет свою непосредственную работу по защите конкуренции ориентировочно в 2014 году.
Эксперты отмечают, что сейчас весь процесс застопорился на первом этапе - разработке различных нормативных актов в рамках ТС, после чего должны последовать следующие этапы - гармонизация законодательства и передача функций по антимонопольному законодательству Евразийской экономической комиссии. К примеру с момента подписания соответствующих соглашений прошло уже 11 месяцев однако многие вопросы, на которые ставился срок не более полугода еще не решены. «Одна из основных сложностей в том, что законодательство трех государств еще в принципе не готово к предстоящим изменениям. И сами законодатели, работающие в рамках ТС в ЕЭК, представители с трех сторон, определенным образом «тянут одеяло на себя» и тем самым усложняют процесс», - считает Амир Бегдесенов старший юрист юридической компании «Саят Жолши и Партнеры». По словам эксперта, проблема скажется в том, что на момент передачи полномочий комиссии ТС этих методик может просто не быть. На сегодня стороны в основном руководствуются своим внутренним законодательством, хотя де-юре они уже обязаны применять нормы международных соглашений в рамках ТС. «Я думаю, что в сроки с разработкой нормативных актов в принципе уложатся, другой вопрос будут ли эти методики адекватными. Потому что если документы такого уровня будут утверждаться в последний срок, то может встать вопрос качества этих документов. И в будущем могут возникать трудности у хозяйствующих субъектов на практике», - высказывает опасения Амир Бегдесенов.
Передача части полномочий по антимонопольному регулированию от национальных антимонопольных органов Евразийской экономической комиссии запланирована уже на 2013 год. «Передача полномочий будет проходить поэтапно, - говорит зам руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цыганов. - В первую очередь будут переданы полномочия по контролю за соблюдением запрета на недобросовестную конкуренцию. Следом - по контролю за соблюдением запрета на бюджетные соглашения. И, наконец, за соблюдением запрета злоупотребления доминирующим положением. При этом не предполагается передача на наднациональный уровень вопросов контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, слияния и поглощения компаний».
Понятное дело, что больше всего предпринимателей трех стран интересует какой закон будет взят за основу единого документа, и здесь юристы трех сторон сходятся во мнении, что это будет российское законодательство. Разрабатываемые нормативные документы для Таможенного союза и стран СНГ чаще всего являются более близкими по своему содержанию именно к законодательству России. И единый модельный антимонопольный кодекс, скорее всего, не станет исключением. «По этой причине меньше всех нововведение почувствуют на себе российские компании, что нельзя сказать о фирмах из Казахстана и Белоруссии», - полагают российские эксперты.
В Белоруссии законодательство о защите конкуренции более мягкое. Так, ответственность за недобросовестную конкуренцию для субъектов среднего бизнеса была введена только недавно. В России же административные взыскания на чиновников за нарушение конкуренции существуют давно и применяются на практике. «Антимонопольное законодательство России действительно лучше, хотя в нем много противоречий, много коллизионных норм. Оно не идеально, но оно лучше, чем наше. Российский закон основан на положении Римского договора Европейского союза, который устанавливает базовые нормы по антимонопольному регулированию. На основании этого договора Еврокомиссией принято множества актов и здесь действует, в том числе и прецедентное право», - отмечает Айдын Бикебаев, старший партнер «Саят Жолши и Партнеры».
При этом Амир Бегдесенов указывает на то, что особое внимание бизнесменов стоит уделять антимонопольному законодательству именно в плане международных соглашений, если предприниматели каким-то образом сталкиваются с рынками стран ТС. «Критерии отнесения рынка к трансграничному, которые бы позволили определить, что входит в рамки регулируемых отношений, и что входит в рамки компетенции комиссии до сих пор не утверждены, но основной принцип все же в том, что эти правила должны регулировать в первую очередь экспортные компании», - отмечает старший юрист юридической компании «Саят Жолши и Партнеры».
По мнению экспертов при разработке всех упомянутых нормативных актов за основу будет браться опыт Евросоюза, так как работа Европейской комиссии уже доказала свою эффективность в вопросах защиты конкуренции и равных условий доступа на рынки стран Евросоюза для всех членов ЕС.
В результате создания единого органа у бизнесменов трех стран появится возможность централизованно обращаться в ЕЭК по поводу различных проблем – компанию не пускают на рынок, чинят препятствия местные органы, государство или руководство отдельных регионов дотирует свои компании с целью снижения себестоимости производства и т.д. «Степень компетенции этого государственного органа сейчас обсуждается. Планируется не все правонарушения передать в ЕЭК, какие-то рычаги рассчитывают оставить на местах и по этому поводу сейчас идет диалог между антимонопольными органами стран и единым антимонопольным органом», - поясняет Айдын Бикебаев.
Одним из значимых результатов работы единого антимонопольного органа эксперты называют усиление конкуренции и возможное снижение цен. «Поскольку барьеры входа на рынки для компаний будут сняты, цены должны по идее снижаться, если не будет каких-либо злоупотреблений со стороны субъектов рынка. Но в большей степени все зависит от государственных органов. «Исходя из практики, мы считаем, что 90% всех ограничений конкуренции исходит не в результате действий субъектов рынка, а в результате действий государственных органов», - отмечает старший партнер «Саят Жолши и Партнеры» Айдын Бикебаев.
При этом, если все будет сделано по примеру Евросоюза, эксперты не исключают, что ряд неэффективных компаний в результате обанкротятся. Кроме того, встает вопрос и уравнения налоговой нагрузки для бизнеса трех стран. Поднимут налоги у нас или опустят в России пока точно не решено, хотя эксперты прогнозируют, что, скорее всего, произойдет рост налоговых ставок у нас, но это будет не одномоментный процесс. К тому же Казахстан заинтересован в том, чтобы протянуть период более низкой налоговой нагрузки с целью привлечения бизнеса из России и Белоруссии. В этой связи остается открытым и вопрос свободных экономических зон, которых в России достаточно много. «Этот вопрос тоже нужно будет как-то решать, возможно, их нужно будет ликвидировать или как-то гармонизировать, но в любом случае нужна будет оценка того, как они влияют на конкуренцию», - считает старший партнер «Саят Жолши и Партнеры».
В общем, если в модельном законе о конкуренции действительно найдут отражение вопросы злоупотребления доминирующим положением на рынке, недобросовестной конкуренции, государственного ценового регулирования, запрета антиконкурентных соглашений, и закон будет работать, то ситуация на рынках стран ТС к 2015 году может заметно измениться.
Вероника Сабитова
Сыграем в антимонополию?
…снизим цены и обанкротим неэффективныхВ течение 2013 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) планирует создать всю необхо...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.