Именно опыт работы в строительстве положен в основу реформирования строительного рынка. Чем больший опыт имеет строительная компания, тем более сложные в технологическом плане объекты она может получить.
На прошлой неделе заместитель председателя Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Николай Тихонюк заявил журналистам о том, что строительные компании жалуются на ведомство. Большое количество жалоб он объясняет тем, что агентство начало массированную чистку строительного рынка. «Мы должны убрать с рынка тех людей, те организации, которые не должны заниматься строительством», – заметил он.
Обвал нового жилого дома в Караганде, в микрорайоне «Бесоба» стал отправной точкой, запустившей очередную чистку рынка.
При этом Николай Тихонюк считает, что строительством занимаются все, кому этого хочется. «У нас на сегодня было 44 тыс. лицензий на право строить жилье. 44 тыс. на Казахстан с 16,5 млн человек – это же вообще, понимаете, маразм! Это у нас получалось, любой гражданин Казахстана, который хочет строить, шел и получал лицензию», – возмущался зампред.
И пояснил, почему берутся жалобы на агентство. «Сейчас жесткие правила. Тем организациям, которые на нас пишут жалобы и которые строили школы, больницы, мы даем только третий класс, потому что, чтобы получить вторую категорию, чтобы строить школы, больницы и дома выше 5 этажей, ты должен… иметь опыт работы по возведению этих домов не менее 5 лет. А мосты, высотные дома выше 20 этажей, ты должен иметь опыт работы не менее 10 лет», – объяснил г-н Тихонюк.
Напомним, 6 апреля в Караганде обрушился 4-подъездный блок 5-этажного жилого дома, построенного 3 года назад на условиях долевого участия. Жертв и пострадавших при обрушении дома не было.
В связи с обрушением возбуждено 4 уголовных дела в отношении застройщиков, проектировщиков, а также чиновников, подписавших государственный акт приемки дома, и должностных лиц, осуществлявших государственный строительно-архитектурный контроль.
Почистить авгиевы конюшни
С одной стороны, государство уже практически отчиталось по проблеме дольщиков. Как заявил глава Агентства РК по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин, в 2012 году в республике будут сданы в эксплуатацию оставшиеся 26 объектов долевого строительства, в результате еще около 5 тыс. дольщиков получат квартиры.
По его данным, с 2007 года на долевое строительство было выделено 461,3 млрд тенге. В результате принятых мер 428 объектов было завершено, 62,7 тыс. дольщиков получили квартиры. На этом проблемы дольщиков должны быть закрыты.
С другой стороны, после беспрецедентного случая в Караганде с обрушением нового дома перед ведомством поставлена вполне конкретная задача: очистить рынок от компаний-временщиков. По словам Серика Нокина, на отечественном строительном рынке продолжает работать около 100 серьезных компаний, «которые могут работать в этих жестких условиях, и действительно они работают».
Но и внутри ведомства нет единого мнения. Зампред г-на Нокина Николай Тихонюк в интервью газете «Мегаполис» заявил, что многоэтажное жилье в Казахстане должны строить не более 3-4 тыс. компаний. «Еще 15 тысяч лицензий третьей категории, на мой взгляд, может быть выдано компаниям, которые занимаются ремонтом квартир, выполняют работы на несложных объектах. Такое соотношение соблюдается во многих развитых странах мира. В частности, в Японии 70% жилья строят крупные компании, и лишь 30% квартир возводят небольшие и средние фирмы. Дело в том, что в основном они работают у крупных компаний на субподряде, а также занимаются ремонтом домов, установкой киосков и т.д.», – поясняет Николай Тихонюк.
По его словам, в строительстве жилья должны быть задействованы очень крупные компании, такие как «Базис-А», «BI Group», «Альянсстрой». «Они должны строить крупные объекты. А у нас до этого получалось, что человек, не имея ни опыта, ни базы, ни специалистов, приходил получать лицензию – и только попробуй ему ее не дай. Те же журналисты нас заклюют сразу же», – продолжил г-н Тихонюк.
Жестко, но справедливо
В своем стремлении очистить рынок агентство идет по пути ужесточения требований к застройщикам.
С одной стороны, рынок стал более доступным. В частности, правительство сначала сократило количество разрешительных документов на 30%, потом – на 60%. Сейчас, чтобы получить разрешение на строительство, достаточно получить 4 документа, до 2007 года – 16.
С другой стороны, агентство имеет полное право приостановить строительство любого объекта, если по прошествии 2 месяцев у застройщика нет полного пакета из 16 документов.
Агентство выступает за то, чтобы поменять процедуру государственного заказа. Ранее в тендерах побеждали компании, которые предлагали наименьшую цену. Поэтому объект стоимостью 1 млрд тенге, прошедший государственную экспертизу, бралась строить компания, обещавшая построить его за 900 млн тенге. Отсюда использование в процессе строительства некачественных строительных материалов, экономия на всем и, в конечном счете, плохо построенный объект.
По словам г-на Тихонюка, начиная с нового, 2013 года, поправки в Закон «О государственных закупках» уже можно инициировать и убрать из него норму о наименьшей цене.
Наличие опыта работы при получении лицензии решит еще одну проблему. Тендеры выигрывали, объекты строили, а потом быстро убегали не только небольшие компании, но и крупные застройщики. Набрав долгов и пролонгировав их, крупные компании закрывались, а потом открывались под другими названиями. Все из-за того, что они не могли платить по счетам.
«Так вот теперь для того, чтобы участвовать в тендерах, им необходимо доказать опыт работы. Если у них нигде документов не осталось, что они правопреемники той фирмы, которую закрыли, то они «пролетели», действительно, оказались за бортом», – подчеркнул г-н Тихонюк.
По лезвию ножа
Застройщики и дольщики постоянно ходили, да и сейчас ходят по лезвию ножа. Часто дольщик нес свои деньги компании, которая занималась долевым строительством. При этом игнорировалось требование, согласно которому дольщик должен нести деньги не застройщику, а в банк.
Государство взялось помогать дольщикам лишь потому, что многие вещи не были регламентированы. Теперь, по предложению агентства, дольщик должен положить свои деньги в банк. Если дольщик нарушает этот порядок, значит, он нарушает закон и сам виноват.
Но у застройщиков и сейчас есть лазейка. Так, по Гражданскому кодексу допускается заключение гражданской сделки. Дольщик платит строительной компании за недостроенное жилье. Как в любой сделке, здесь есть две стороны: продавец и покупатель. Причем договор заключается не о долевом строительстве, а об инвестициях в дом. Запретить населению инвестировать свои средства никто не может. «Во-первых, мы не являемся разработчиками Закона «Об инвестициях», этим занималось министерство финансов. А во-вторых, никто не вправе запретить гражданам быть инвесторами любого объекта. Это личное право любого гражданина. Просто теперь он рискует, и его государство не будет защищать. У него договор имеется, но это бизнес уже», – резюмировал Николай Тихонюк.