Начата перевалка казахстанской нефти через новый порт Усть-Луга
Если Россия будет и впредь расширять мощности по перевалке нефти через свою территорию, то альтернативные маршруты экспорта казахстанской нефти в обход РФ обречены на провал. Астана их просто не поддержит.
Недавно российская пресса опубликовала новость, которая обрадует одних и огорчит других. «Одни» – это «КазМунайГаз», «другие» – европейцы, которые в течение нескольких последних лет лоббировали альтернативные маршруты экспорта казахстанской нефти в обход России.
Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил ИТАР-ТАСС о начале перевалки казахстанской нефти через новый порт Усть-Луга. Предполагается, что первая партия нефти пойдет по новому маршруту 20 июля. А за месяц транзит казахстанской нефти должен составить 400 тыс. тонн.
Игорь Демин отметил, что порт Приморск закрыт для перевалки с 17 июля до 20 июля в связи с проведением регламентных технических работ.
Напомним, что нефтеналивным терминалом в порту Усть-Луга владеет Невская трубопроводная компания, акционерами которой являются «Роснефтьбункер», подконтрольный Геннадию Тимченко, «Транснефть» и Газпромбанк.
В целом экспорт нефти через Усть-Лугу в 1 полугодии 2012 года составил 3,796 млн тонн.
Новый маршрут значит очень многое
Во-первых, не нужно прилагать дополнительные усилия к тому, чтобы нарастить новые маршруты для перевалки нефти. Во-вторых, используя преимущества Таможенного союза, максимально задействовать транзит нефти через российскую территорию.
Казахстан в настоящее время экспортирует свою нефть на Запад через трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) и российский порт Новороссийск, а также по системе «Транснефти».
В то же время Европейский союз (ЕС), озабоченный ростом зависимости от России по поставкам нефти, использует любой шанс, чтобы склонить прикаспийские государства, в особенности Казахстан, к экспорту нефти в обход территории России.
Таким нефтепроводом является Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. Казахстан для Запада крайне важен: в 2004 году мы добыли 60 млн тонн нефти, в 2010 году эта цифра составила уже 100 млн тонн.
США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.
Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. Ввод в эксплуатацию нефтепровода дает возможность более активно осваивать ресурсы каспийского бассейна. В Азербайджане это в первую очередь освоение блока месторождений Азери-Гюнешли, в Казахстане – Кашаган.
Но позицию Астаны по нефтепроводу нельзя назвать однозначной. Если в 2006 году Казахстан еще питал какие-то надежды по поводу БТД и даже начал покупать танкеры, то впоследствии они стали практически иллюзорными.
Так, еще 16 июня 2006 года президент РК Нурсултан Назарбаев подписал договор о присоединении Казахстана к проекту нефтепровода. Договор предусматривает организацию танкерной перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку через Каспий и ее дальнейшей транспортировки по нефтепроводу БТД. На первом этапе Казахстан был намерен отгружать по БТД до 7,5-10 млн тонн нефти в год.
А уже в конце января 2011 года экс-глава «КазМунайГаза» Кайргельды Кабылдин заявил, что Казахстан приступит к реализации проекта создания Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ) не ранее 2018 года. «В будущем мы планируем построить на Каспии нефтяной причал в рамках системы ККСТ, которая предполагается к строительству в период 2018-2019 годов», – сказал он.
На то имеется две главные причины. Первая – Казахстан решил сэкономить, так как общая стоимость ККСТ оценивалась в $4 млрд. Вторая – замедление темпов освоения Кашагана.
В интервью «Казинформу» региональный директор компании «Аджип ККО» Лучано Васкес заметил, что «октябрь 2013 года будет являться самым последним сроком для начала коммерческой добычи на Кашагане». И добавил, «что касается освоения всего месторождения Кашаган, то мы его называем полномасштабным освоением месторождения (ПОМ)». «Общий средний уровень добычи на этапе ПОМ составит примерно 70 млн тонн нефти в год или 1 млн 500 тыс. баррелей, что сопоставимо или даже превышает годовую добычу некоторых отдельных государств, например, Канады, Великобритании или Бразилии», – продолжил г-н Васкес. Но и в этом случае конкретную дату ПОМ он не указал.
Идея еще одного альтернативного проекта Запада – Траснкаспийского трубопровода так и осталась идеей. ЕС не может найти деньги, прикаспийские государства – ждут расчетов…
Риски тоже имеются, но незначительные
Российско-казахстанское сотрудничество по перевалке нефти наполнено реальным содержанием. Именно это «реальное содержание» и склоняет чашу весов в пользу такого сотрудничества.
Анализируя возможности Казахстана по перевалке нефти через российскую территорию, нужно показать для начала все имеющиеся возможности.
Так, по нефтепроводу Узень – Атырау – Самара ежегодно прокачивается 15,75 млн тонн нефти. В августе 2011 года «Транснефть» и «Казтрансойл» заявили о возможности увеличения мощности нефтепровода с нынешних 16 млн до 26 млн тонн в год. Строительство планируется окончить к 2015 году. Это также может заморозить ККСТ.
Через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) Казахстан ежегодно переваливает 27 млн тонн нефти. И у Казахстана есть все возможности увеличить квоту прокачки до 52,5 млн тонн нефти в год. Об этом в ходе V Евразийского форума «KAZENERGY» в 2010 году сообщил министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев. И тому есть реальные предпосылки. 15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании расширения механической мощности КТК до 67 млн тонн нефти в год.
Через систему «Транснефти» Казахстан экспортирует еще около 22 млн тонн нефти. В общей сложности по трем направлениям чуть меньше 65 млн тонн нефти в год. В конце марта Россия запустила перевалку нефти через порт Усть-Луга в рамках второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).
При такой высокой динамике перевалки казахстанской нефти через российскую территорию ни БТД, ни Транскаспийский трубопровод, ни другие альтернативные маршруты доставки каспийской нефти в обход российской территории в обозримой перспективе не могут стать актуальными. И самое важное. В рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и, возможно, Евразийского союза Казахстану будет выгодно отправлять свою нефть через российскую территорию. По деньгам это будет выгодно. А что еще нужно Казахстану, кроме как выгодные маршруты по приемлемой себестоимости перевалки нефти.