В Казахстане розничный бизнес нефтепродуктов нерентабелен
К такому выводу пришли в «Казахстанской топливной ассоциации 1» (КТА 1). Эту точку зрения разделили и представители компании «Гелиос». Нерентабельность связана с государственным регулированием самых популярных видов топлива, которые составляют порядка 92% от общих продаж.
В понедельник ассоциация провела конференцию, на которой ее резиденты заявили о том, что розничные автозаправочные станции (АЗС) ушли в убыток. Это произошло сразу же после июльского снижения цен на ГСМ.
Как объяснил менеджер-координатор КТА 1 Ертай Касенбеков, «маржа от опта составляет 17%. Из них 5% уходит на перевозку товара, 10% – на содержание АЗС и 3% – на содержание нефтебазы, на хранение продукта. Итого – 18%. С учетом понижения цены на бензин с 1 июля 2012 года – это минус еще 6%. В результате мы имеем минус».
Владельцев АЗС, находящихся в составе КТА 1 и постоянно приобретающих ГСМ на перспективу, встревожила новость о возможности нового снижения предельных цен в августе этого года.
Напомним, что 26 июня текущего года Министерство нефти и газа РК (МНГ), Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) объявили о снижении цен на ГСМ с 1 июля этого года. Ранее, 14 июня 2012 года появилась информация о том, что ведомство не будет пересматривать предельные цены на ГСМ в ближайшей перспективе. Поэтому многие розничные игроки рынка произвели закуп месячных запасов ГСМ. В итоге реализаторы приобрели топливо на кредитные деньги по оптовым ценам, отметили в КТА 1. Здесь намерены были получить разъяснение по данному вопросу. После письменных обращений в АРЕМ, МНГ, АЗК, а также в генеральную прокуратуру с просьбой проверки законности и правомерности действий АРЕМ, данная ситуация осталась без внимания.
В целом же, по информации АРЕМ от 25 июня, стоимость дизельного топлива снизилась с 95 тенге за литр с учетом НДС до 90 тенге, бензин марки Аи-80 – с 91 тенге за литр до 86 тенге, Аи-92/93 – со 112 тенге за литр до 106 тенге за литр.
Из-за отсутствия средств на развитие бизнеса владельцы АЗС свернули проекты по строительству и реконструкции станций. «Многие закрывают те объекты, которые не покрывают затрат на их содержание, сокращают персонал, снижают расходы на создание резерва ГСМ, чтобы не замораживать средства, а это в любой момент может привести к дефициту нефтепродуктов», – отметили в компании «Гелиос».
Проблемы розничных реализаторов можно решить, установив на законодательном уровне предельные цены на ГСМ для всех участников торговой цепочки, с учетом их затрат и маржи. Сейчас государственное регулирование затрагивает только розницу, все остальные участники реализуют нефтепродукты по рыночным ценам.