Новый формат общения власти и бизнеса на тему интеграции со странами-членами Таможенного союза носит название оперативный штаб и предполагает проведение заседаний ежемесячно. Как говорят в Министерстве экономического развития и торговли Республики Казахстан, такая форма взаимодействия позволит выявить все барьеры и проблемы, связанные с выходом казахстанского бизнеса на рынки России и Беларуси.
На первой встрече чиновников и предпринимателей в рамках оперативного штаба Тимур Жаксылыков, вице-министр экономического развития и торговли РК, озвучил результаты казахстанского экспорта за минувший год и за первое полугодие. По мнению г-на Жаксылыкова, меры, предпринимаемые в плане развития торговых отношений в последние годы, оказывают позитивное влияние. Так, в 2011 году объем внешней торговли Казахстана вырос на 38% и составил $126 млрд. При этом рост товарооборота сопровождался быстрым увеличением как объемов экспорта, так и импорта. За 2010 год товарооборот со странами ТС вырос более чем на 40%, за 2011 год – на 30% и составил $24,5 млрд.
В этом году положительная динамика роста внешней торговли сохраняется, однако во взаимоотношениях с Россией в данном плане наметилась отрицательная тенденция, так как объем товарооборота сократился на 4,4%, что связано в первую очередь со снижением казахстанского экспорта, который сократился на 28%. На сокращение показателя повлияло уменьшение объемов вывоза и среднеэкспортной цены на ряд товаров, таких как каменный уголь и железный концентрат. «При этом в данной группе товаров общий экспорт растет. То есть происходит переориентация казахстанского экспорта, в первую очередь, в направлении Китая», – поясняет Тимур Жаксылыков.
В то же время импорт России в Казахстан увеличился за первый квартал текущего года на 12%. Это связано с ростом поставок таких товаров, как железнодорожные трамвайные вагоны, где импорт вырос в 3,6 раза, нефтепродуктов – рост на 32%, автомобилей – рост в 4,2 раза, сахара, шоколада и других товаров. Примерно такая же ситуация наблюдается в торговле с Беларусью, где зафиксирован рост товарооборота с Казахстаном, но опять-таки за счет роста белорусского импорта. Рост этого показателя в первом квартале составил 32%, а сокращение экспорта – на 3,6%.
При этом позитивным трендом эксперты назвали рост экспорта переработанных товаров из Казахстана в страны-партнеры по ТС. В числе лидеров роста – рис, безалкогольные напитки, аккумуляторы, телевизоры, изделия из пластмассы. «Все эти тенденции анализируются, потому что необходимо понять, что лежит в основе происходящего – барьеры в торговле или объективные факторы, связанные с мировой конъюнктурой на нашем внутреннем рынке», – отмечает вице-министр экономического развития и торговли РК.
Присутствовавшие на встрече представители отраслевых ассоциаций подтвердили, что наряду с позитивным эффектом работы в условиях ТС налицо негативные моменты, которые осложняют и могут усугубить в будущем положение казахстанских производителей. К примеру, Михаил Глухов, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, отметил, что благодаря внедрению единого таможенного тарифа удалось приостановить серый импорт мебели из Китая, Польши, Италии и других стран, который ранее занимал около 40% в объеме всего импорта мебели. По словам эксперта, до внедрения нового тарифа мебель в РК завозилась по ценам в 8-10 раз дешевле реальной стоимости и даже ниже, чем стоимость сырья, из которого она изготовлена. «Стоимость мебели декларировалась до $200 за тонну, тогда как плиточные материалы, из которых делалась эта мебель, декларировались по $500 за тонну», – рассказывает Михаил Глухов. В том числе и благодаря упомянутым мерам производство мебели в Казахстане в 2011 году выросло на 32%. И сегодня отечественная продукция занимает около 30% в целом по рынку.
Однако в связи с реформой дорожного транспорта у мебельщиков возникли значительные проблемы. Президент ассоциации привел наглядный пример того, когда в 2010 году одна из алматинских компаний доставляла в Алматы из Подмосковья ламинированную плиту по цене 2500 евро за вагон. В этом году стоимость транспортировки составляет уже 7 300 евро. Такой рост связан с рядом факторов, в том числе и из-за двойного налогообложения, когда НДС двух стран достигает 30%. «Понятно, что в этой схеме сидит желание большого количества посредников заработать. Но поднимать цену на 300%, чтобы решить проблемы отрасли! Неужели нельзя было на 50% поднять. Мы сейчас оплачиваем пустопорожние пробеги, неэффективность перевозчиков, и в итоге население оплачивает эти расходы», – поясняет Михаил Глухов.
В ходе первого заседания оперативного штаба озвучивались проблемы и других отраслей. Каковы же будут конкретные результаты работы – в предложенном формате можно будет обсудить на следующем заседании, которое, если верить организаторам, должно состояться через месяц.