60 управленцев вузов проходят программу повышения квалификации
Казахстанские ректоры снова сели за парты. На этот раз для того, чтобы повысить свою квалификацию. Первым руководителям не хватает не знаний, а кругозора и понимания того, как должны меняться университеты. Тем более что мир перешел из индустриальной эпохи к сфере знаний. Такое мнение в интервью «Капитал.kz» высказал Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ).
«Первая лекция прошла хорошо, мне задавали много вопросов. Руководители вузов хотят разобраться в том, какие проблемы существуют в высшем образовании. Образование – сфера консервативная, инновации приживаются с трудом. Тем не менее, нам нужно встречаться время от времени, обсуждать», – говорит Сергей Филонович.
В Казахстане программа повышения квалификации ректоров вузов проходит впервые. По мнению спикера, этот опыт интересен тем, что проводится на базе частного вуза. «Поскольку в России вузов больше, то мероприятия носят, как мне кажется, более ритуальный характер, чем содержательный», – отмечает эксперт.
Напомним, что с 16 по 22 июля 60 управленцев проходят программу повышения квалификации на базе Международной академии бизнеса (МАБ). Руководители вузов прослушают 48-часовую серию семинаров «MET-Uni». В течение 7 дней здесь выступят приглашенные именитые специалисты в области управления образованием из Великобритании, Прибалтики и России. Данный проект был инициирован Министерством образования и науки РК.
Как отметил президент-ректор МАБ Асылбек Кожахметов, основная цель программы кроется в стратегическом управлении вузом. С одной стороны, образование в университете давно стало бизнесом, с другой – уровень управления не понят в достаточной степени, не осознан и не применяется в полной мере. «В истории наработано много методов управления бизнесом, которые позволяют изначально обычный бизнес перевести в средний, из среднего в хороший, из хорошего в лидеры», – подчеркивает эксперт.
Вместе с тем ректору необходимо изучение HR-менеджмента, направленного на улучшение работы преподавателей и сотрудников вуза. Для руководителя важно обладать ценной информацией о том, каковы международные тенденции, методы оценки, рейтинги, аккредитации, как себя позиционировать, сколько средств на это нужно.
«Наша задача – запустить мышление ректоров, чтобы они подумали о ценности своего личного развития. Министерство прикладывает много усилий для развития университетов как структуры», – говорит г-н Кожахметов. По мнению президента-ректора, повышение квалификации можно проводить ежегодно при поддержке министерства.
Меньше да лучше?
Напомним, на прошлой неделе министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов говорил об оптимизации числа вузов. Он пояснил, что задача министерства – это укрупнение частных вузов путем их слияния и создания на их базе конкурентоспособной организации с высоким потенциалом. Как передает «Казинформ» со ссылкой на г-на Жумагулова, в Казахстане в этом году будут объединены 20 частных высших учебных заведений, в следующем – еще 10.
«Согласно поручениям главы государства, уже начата модернизация образования по трем основным направлениям: оптимизация учреждений образования, модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и доступности образовательных услуг», – сообщил глава МОН РК.
По мнению Асылбека Кожахметова, слияние вузов должно идти под умеренным давлением министерства, быть свободным выражением самих вузов. «Очень плохие вузы, возможно, не надо объединять. Их надо закрыть. Нужно, чтобы стратегия объединения вузов была не жесткой, иногда на грани закона, а стала естественным шагом развития университетов.