Первые два года членства в Таможенном союзе для Казахстана прошли под знаком эйфории. Теперь, когда механизмы торговли более-менее отрегулированы, настала пора отрезвления. Если казахстанское правительство будет не только устранять исключения из единого внешнего тарифа, но и синхронизирует это с устранением нетарифных барьеров со стороны России, то польза для торговли вполне даже очевидная.
В начале июля Евразийская экономическая комиссия подготовила первый обзор взаимной торговли стран Таможенного союза (ТС). В январе – марте 2012 года темпы роста взаимной торговли товарами государств-членов Таможенного союза составили 117,6% и были существенно ниже, чем в первом квартале 2011 года – 148,8%. Объем взаимной торговли составил $16,3 млрд.
Экспорт Республики Беларусь в страны ТС увеличился на 21,3%, Российской Федерации – на 27,7%. При этом экспорт Республики Казахстан снизился на 27,6%, в том числе в Россию – на 27%, в Беларусь – на 3,6%.
Две трети объема взаимной торговли (66,9%) приходится на Российскую Федерацию. Доля Беларуси составляет 23,5%, Казахстана – 9,6%.
Кто расставляет акценты?
Казахстан, став членом ТС, несет существенный ущерб от введения внешнего тарифа, который должен быть компенсирован ростом торговли внутри интеграционного объединения.
Международный опыт свидетельствует о том, что успешные соглашения о внешнеторговых преференциях часто основываются на «глубокой интеграции», то есть на интеграции, которая распространяется далеко за пределы тарифных преференций.
По оценкам казахстанских аналитиков, «в Казахстане введен единый внешний тариф с исключениями, однако немногое было достигнуто в отношении содействия развитию торговли или устранения нетарифных барьеров (НТБ)».
Так как Казахстан имел режим свободной торговли с Россией и Беларусью до создания ТС, полагает казахстанский экономист на условиях анонимности, «то единственное изменение заключается во введении единого внешнего тарифа». А поскольку первоначальный единый внешний тариф был по существу российским тарифом, условия торговли Казахстана с Россией не улучшились.
Объемы торговли Казахстана с Россией и Беларусью будут и впредь падать, если Казахстан полностью введет единый внешний тариф, устранив оставшиеся исключения, но не добьется какого-либо сокращения своих затрат на содействие развитию торговли и не устранит НТБ.
Ничего личного, только бизнес
Снижение объемов торговли Казахстана внутри ТС – явление вполне предполагаемое. Во многом это связано, как подчеркнул русской службе Би-би-си вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов, с тем, что ТС «больше политическое решение, а не экономическое».
«У стран-участниц Таможенного союза разные весовые категории. Наш вес полегче, чем у Беларуси, а тем более у России. Поэтому мы заведомо были обречены проигрывать в этой гонке. Если создать нормальную конкурентную среду, то бизнес выживет, но для этого должны быть равные стартовые условия», – подчеркнул Тимур Назханов.
В принципе, ТС выгоден той части промышленного капитала, которая занимается сырьем: нефтью, газом, металлом, зерном, а также крупным компаниям, которые через Россию получат выход в Европу.
Самый мощный удар будет нанесен, по словам г-на Назханова, малому и среднему бизнесу. «Может быть, в далекой перспективе ТС принесет Казахстану что-то хорошее. А пока ничего хорошего для казахстанского бизнеса не видно», – резюмирует он.
Чтобы снижение объемов торговли Казахстана со странами ТС не стало хронической проблемой, казахстанское правительство должно устранить НТБ в торговле с Россией. В первую очередь требования по санитарному и фитосанитарному состоянию.
В настоящее время в России в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» действует ряд количественных ограничений с целью защиты внутреннего рынка. Они распространяются на импорт отдельных видов спирта и алкоголя, сахара, некоторых текстильных товаров.
Надежда умирает последней
Первые признаки смягчения со стороны России очевидны. Во время встречи ветеринарных служб Россия предложила перейти от ветеринарных сертификатов, оформляемых на бумаге при перемещении подконтрольных товаров внутри стран ТС, к ветеринарным сертификатам в электронной форме. Электронные сертификаты используют в Новой Зеландии, ЕС, США и Бразилии.
Однако переход на электронные сертификаты не решает проблему. Так, с 1 февраля 2012 года Россия ввела временные ограничения на ввоз крупного рогатого скота и полученного от него генетического материала из Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции, а также мелкого рогатого скота и полученного от него генетического материала из Франции.
Так что гарантировать, что Россия не будет использовать НТБ против Казахстана, нельзя. Даже если казахстанская сторона выполнит все требования российских санитарных служб.
Вывод очевиден: Казахстан не должен слепо идти по пути введения единого внешнего тарифа, так как он лишь расширяет зону действия российского тарифа. Этот процесс должен быть привязан к устранению нетарифных барьеров со стороны России. Без четких и ясных гарантий со стороны России о неприменении НТБ по отношению к Казахстану двигаться дальше в вопросе развития взаимной торговли нельзя.