Чтобы сохранить дороги, министерство транспорта и коммуникаций планирует ограничить вес грузового автотранспорта. В свою очередь перевозчики жалуются, что данная мера приведет к снижению темпов строительства из-за сокращения объемов доставки строительных материалов. Обе стороны правы, но найти компромисс все равно придется.
В конце июня на посту транспортного контроля «Кызылжар», расположенном на автодороге «Екатеринбург – Алматы», Министерство транспорта и коммуникаций РК провело выездное совещание по сохранности автодорог и контролю осуществления перевозок грузовым автотранспортом.
В ходе встречи эксперты научного института наглядно продемонстрировали участникам мероприятия влияние на дорожное полотно проезда груженного сверх нормы транспорта.
По результатам исследований, проведенных АО «КазДорНИИ», увеличение грузоподъемности автотранспортных средств и нарушения осевой нагрузки привели к интенсивному разрушению дорог и сокращению срока их службы в несколько раз. Однако многие предприниматели и руководители предприятий, задействованных в строительстве Астаны, не совсем согласны с этими выводами и обеспокоены текущими весовыми стандартами грузоперевозок, которые ведут к снижению темпов строительства из-за сокращения объемов доставки стройматериалов.
У государства свои резоны
Так, глава Комитета автомобильных дорог Минтранскома Замир Сагинов в интервью Bnews.kz озвучил меры, которые призваны сохранить автодорожную сеть. В частности, планируется оснастить автодороги электронными весами, наладить централизованную систему сбора данных и ввести механизм административных штрафов.
«Мы сейчас будем переходить на электронные весы, чтобы не было человеческого фактора, чтобы кто-то с кем-то не договаривался. Автомобили будут взвешиваться электронно и в случает нарушения будет приходить штраф о превышении нормы, при этом будут административные штрафы», – отметил г-н Сагинов.
Согласно планам ведомства, в 2012 году намечено установить 13 весов. В целом, до конца 2014 года – порядка 95 весов по всему Казахстану по периметру внешних границ. С учетом вхождения Казахстана в Таможенный союз, весы будут установлены на границах с Узбекистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном.
На первом этапе весы будут установлены на реконструированных дорогах (автокоридор «Западная Европа – Западный Китай»), на втором – на дорогах, где имеются карьеры, на третьем – по периметру внешних границ.
При этом планируется установить довольно серьезные административные штрафы. По словам Замира Сагинова, «размер штрафов пока находится на обсуждении, штрафами занимается министерство транспорта и коммуникаций, но идея такая – за каждую превышенную тонну штраф составит 50 тыс. тенге».
Напомним, что согласно Минским соглашением о массах и габаритах транспортных средств, во всех странах СНГ введена максимальная нагрузка на одиночную ось грузового транспорта в пределах 10 тонн. При этом в настоящее время из республиканской сети автодорог общей протяженностью 23,5 тыс. км 19,633 тыс. км имеют нагрузку на 8 тонн, 1,981 тыс. км автодорог рассчитаны на нагрузку в 10 тонн, а 1,886 тыс. км (из которых 915 км коридора «Западная Европа – Западный Китай») – на 13 тонн.
Перевозчики, которые работают на рынке на постоянной основе, перегружать грузовой транспорт в целях оптимизации расходов не будут. Ремонт транспорта и штрафы постам транспортного контроля обойдутся куда дороже прибыли.
Перегружают транспорт в основном временщики, компании, которые пришли на рынок за сверхдоходами, и, проработав определенное время, закрываются, чтобы открыться вновь. Но и у них далеко не всегда можно зафиксировать сверхдоходы. Да, определенное время заказчик, вынуждая транспортные компании перегружать машины, экономит, отправляя в пункт назначения вместо 4-х машин 3. Сначала он платит за перегруз, но потом перестает это делать, так как перегружают транспорт практически все транспортные компании.
Идея убрать человеческий фактор и перейти на электронные весы без участия работников транспортного контроля в целом правильная. Сегодня подавляющее количество автотранспорта на казахстанских дорогах перегружено. В основном это связано с тем, что заказчики резко снизили тарифы на перевозку грузов. В результате компании, которые работают без перегруза, остаются без работы, а временщики забирают у них клиентов.
Штрафы повысили, но…
Теперь Минтранском собирается повысить административные штрафы до 50 тыс. тенге за тонну перегруза. По сути, эта мера должна сделать перегруз экономически невыгодным.
Планируется пойти на еще одно усовершенствование: на транспортных постах появится автоматизированная система взвешивания автотранспортных средств в движении, которая не будет пропускать ни одно авто с перевесом. Специальные арки будут измерять полную массу и осевые нагрузки грузовиков без участия в этом процессе специалистов. То есть нарушения допустимых норм по весовым параметрам будут фиксироваться автоматически в движении.
В принципе, такая система довольно ощутимо почистит рынок автомобильных перевозок. Временщики должны будут покинуть рынок, уступив место тем компаниям, которые работают на долгосрочной основе. Но как все усовершенствования, эта модернизация не должна привести к обратному эффекту: монополизации рынка перевозок со стороны нескольких крупных транспортных компаний.
То есть государству, кроме мер по внедрению системы видеонаблюдения и автоматизации взвешивания транспорта в движении, придется разработать комплекс мер, чтобы предотвратить монополизацию рынка. Например, предусмотреть меры по развитию небольших транспортных компаний за счет дешевого кредитования и способствовать прозрачности рынка за счет стимулирования компаний к большей открытости. Если ко всем этим действиям прибавить меры по стимулированию строительства качественных дорог, то в ближайшие годы нагрузку на ось можно будет увеличить до немецких норм.