Запретительные меры нового закона «О рекламе», принятые в России, могут войти в технический регламент Таможенного союза (ТС) «О безопасности алкогольной продукции».
Напомним, Госдума Российской Федерации приняла в третьем чтении поправки к закону «О рекламе», касающиеся запрета рекламы алкоголя в интернете и печатных изданиях. Изначально законопроект предполагал только запрет рекламы пива на сайтах, которые зарегистрированы в качестве СМИ. К первому чтению он был расширен – предлагалось запретить в интернет-СМИ рекламу всего алкоголя. Ко второму чтению, которое состоялось 4 июля, в законопроект было внесено пять поправок. Теперь он подразумевает запрет на любую рекламу в интернете и печатной прессе.
Закон начнет действовать с 1 января 2013 года. На данный момент, до внесения новых поправок, в России нельзя рекламировать алкоголь на телевидении, за исключением пива, рекламу которого можно транслировать только после 22 часов. В СМИ запрещается размещать рекламу алкоголя на первой и последней полосах или обложках издания.
Однако, как отметили представители компании ОАО «Роса», включение данной нормы в техрегламент ТС никоим образом не повлияет на алкогольный рынок нашей страны, так как этот запрет уже действует на территории республики не первый год. В РК с 1 января 2004 года вступила в силу статья 13 закона «О рекламе», которая поставила под запрет рекламу алкогольной продукции в СМИ и на уличных билбордах.
Наиболее животрепещущим вопросом для казахстанского рынка алкогольной продукции является принятие самого регламента. В ходе обсуждения техрегламента по алкогольной продукции между странами-участницами ТС возникло немало противоречий. Основные разногласия, по словам Амиржана Калиева, директора ассоциации «Казалко», касались использования ПЭТ-тары и отнесения пива к алкогольным продуктам. Но как отметил эксперт, все разногласия были разрешены, и стороны пришли к единогласному мнению.
Несогласие по данному вопросу выражала Беларусь. Представители Беларуси высказались за исключение пива из техрегламента и за разработку отдельного техрегламента «Пивоваренная продукция». Основным аргументом сторонников данной позиции было то, что пиво по ряду характеристик существенно отличается от продукции, которая традиционно относится к алкоголю, так, этиловый спирт в пиве образуется только путем естественного брожения. В России же было принято решение относить пиво к алкогольным продуктам. Документ, узаконивающий данное решение, вступил в силу 1 июля 2012 года.
В Казахстане пиво давно приравнено к алкогольным напиткам. В Беларуси же пиво не относится к алкогольным напиткам, которые очень жестко регулируются и на которые действует государственная монополия. Именно поэтому в случае принятия проекта регламента без изменений с наиболее значительными негативными последствиями для отрасли столкнется Беларусь.
В ходе обсуждения вопроса по созданию отдельного технического регламента на пивоваренную продукцию к представителям пивоваров Беларуси присоединились Казахстан и Россия. Представители пивоваренных отраслей трех стран настаивали на исключении пива из-под действия технического регламента ТС «О безопасности алкогольной продукции». Пивовары поясняют свою позицию тем, что принятие нового регламента может привести к упадку пивоваренной отрасли и смежных секторов экономики трех стран ТС.
По словам пивоваров трех стран, проект технического регламента имеет большое количество норм, которые не подходят для пивоваренной отрасли. Одним из основных противоречий в регламенте является ограничение использования зернопродуктов и сахаросодержащих продуктов с долей не более 20% и запрещение применения ароматических и вкусовых добавок. По мнению пивоваров, после принятия данной нормы многие сорта пива станут пивными напитками.
Дополнительное споры принесло обсуждение вопроса об использовании ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции. РК выступила за запрет использования данного вида упаковки, тогда как РФ и РБ не видят для этого оснований. К тому же в пластик разливается почти 50% пива, производимого в России, и около 70% в Беларуси. В итоге Министерство экономического развития и торговли Казахстана согласилось исключить из проекта техрегламента ТС запрет на производство алкоголя в ПЭТ-упаковке. Решение было принято в конце мая. В результате вводить запрет на ПЭТ страны ТС смогут самостоятельно. Но продавать продукцию в пластиковой упаковке на территории Казахстана российские производители не смогут, поскольку в стране запрещен оборот алкоголя в такой таре.
По оценке г-на Калиева, техрегламент будет принят осенью текущего года. Изначально его принятие планировалось на начало текущего года, но неоднократно откладывалось.