В конце июня Агентство РК по статистике обнародовало итоги работы отрасли связи за 2011 год. В 2011 году доход от услуг связи составил 582,7 млрд тенге, что в сопоставимых ценах на 23,3% больше объема 2010 года, доходы от услуг почтовой и курьерской деятельности увеличились на 13,9%.
Доходы от услуг связи населению составили 398,4 млрд тенге (68,4% от общего объема доходов услуг связи) и увеличились на 10,7% по сравнению с 2010 годом.
Основную долю в структуре доходов от услуг связи занимают услуги мобильной связи – 294,7 млрд тенге (50,6%). Число абонентов сотовой связи в 2011 году составило 25240,4 тыс. единиц (по сравнению с 2010 годом увеличилось на 30,1%), из них число абонентов сотовой связи, имеющих доступ к передаче данных, – 10246,4 тыс. единиц (40,6% от общего числа абонентов сотовой связи).
Число абонентов фиксированного интернета в 2011 году составило 1261,5 тыс. единиц и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 27,9%. Абоненты интернета с использованием высокоскоростного широкополосного доступа составили 1193,4 тыс. единиц (94,6% от общего числа абонентов интернета). Увеличение числа абонентов в значительной мере способствовало росту доходов от услуг интернета, которые по сравнению с 2010 годом увеличились в целом на 53,2%, из них услуги интернета населению – на 75,7%. Количество пользователей сети интернет в возрасте 6-74 лет в 2011 году составило 50,6% от общего числа населения.
На конец 2011 года в республике насчитывалось 4265,8 тыс. фиксированных телефонных линий, что на 5,1% больше, чем в 2010 году, в том числе у населения – 3547,5 тыс. единиц (увеличение на 4,2%). Количество фиксированных телефонных линий на селе увеличилось на 6,9%.
Tele2 расшевелил рынок мобильной связи
Так как уровень проникновения сотовой связи в Казахстане по количеству реализованных сим-карт превысил 100-процентный показатель еще несколько лет назад, это создало ограничения для дальнейшего физического роста абонентской базы.
В таких условиях операторам мобильной связи приходится искать новые механизмы роста и инструменты борьбы за лояльность абонентов. По идее, увеличение доступности сотовой связи за счет снижения цен выглядит логичным шагом, однако вплоть до 2011 года расценки на мобильную связь сложно было назвать демократичными – наша страна занимала лидирующие позиции в рейтинге самой дорогой сотовой связи в СНГ.
Ситуация изменилась с выходом на рынок оператора-дискаунтера Tele2, который предложил беспрецедентно низкий на тот момент тариф в 8 тенге за минуту. Сегодня на казахстанском рынке представлены как традиционные операторы, для которых качество является основным «козырем», так и дискаунтер, политика которого предполагает установление цены ниже рыночной и ограниченный набор востребованных услуг, необходимых потребителю, агрессивный маркетинг и минимальный штат сотрудников. Причем обе бизнес-модели имеют право на существование.
Вместе с тем самыми активными сегментами рынка, наряду с мобильной связью, являются фиксированный интернет и высокоскоростной широкополосный доступ. Именно их рост и обеспечивает развитие услуг связи в Казахстане.
Нельзя забыть о почте и курьерах
Чтобы услуги связи показывали динамичный рост, нужно к трем основным сегментам подтягивать и два оставшихся, а именно услуги почтовой и курьерской деятельности, а также фиксированных телефонных линий в сельской местности.
Так, в сегменте услуг почтовой службы наряду с «Казпочтой» работают ТОО «Казпресс» («Аргументы и факты – Казахстан»), «Евразия пресс», «Эврика пресс», ГУРП «Дауыс», «Бико», «Бурда-Алатау пресс», компании, функционирующие на уровне отдельных областных центров. При редакциях региональных изданий также существуют подразделения, занимающиеся распространением не только местных газет, но и республиканских изданий, а также российских печатных СМИ.
В сфере курьерской деятельности работают DHL, TNT, UPS, Direct Delivery, Dimex, RiGaTo, «Пони экспресс» и десятки других компаний.
На сегодняшний день рынок почтовых услуг в существенной мере зависит от деятельности «Казпочты». Ее монопольное положение на рынке характеризуется тем, что компания контролирует более 80% общего объема услуг почтовой связи и 45% услуг по выплате пенсий и социальных пособий в Казахстане. Также «Казпочта» является монополистом в сельских районах страны, где проживает 43% населения.
Кроме того, на рынок почтовых услуг большое влияние оказал и Таможенный союз. Временный спад в данном сегменте в 2010 году и в начале 2011 года обусловлен плохой координацией работы в рамках этого интеграционного объединения.
Телефонизация на селе
Нельзя забывать и о развитии фиксированных телефонных линий в сельской местности.
На сегодняшний день уполномоченным органом выдана 391 лицензия на предоставление услуг местной телефонной связи. Но более 90% данного рынка занимает АО «Казахтелеком». Остальные игроки – KazTransCom, «Астел», «Транстелеком», «Нурсат» (принадлежащая «Казахтелекому»), «Арна», предоставляющая услуги под торговой маркой Ducat, «Sky Silk», «Свим» и другие.
По большому счету, фиксированная связь сегодня малопривлекательна для операторов из-за низкой рентабельности оказания услуг и усиления позиций конкурирующих технологий. Некогда основной сектор телекоммуникационной отрасли теперь развивается преимущественно за счет госсубсидирования.
С 2006 года наблюдалось снижение темпов роста рынка, а с 2010 года доходы от услуг фиксированной связи стали сокращаться в абсолютном выражении. В 2010 году доля доходов от услуг фиксированной связи составила 17,2% против 19,1% в 2009-м. Для сравнения: в 2004 году доля доходов от услуг фиксированной связи составляла 37% в общей структуре доходов отрасли, такую же долю имела мобильная связь.
«Казахтелеком», работая в национальных масштабах, является основным поставщиком услуг на селе. «Операторы сотовой связи ведут активную конкурентную борьбу на поле международной телефонии. Снижение доходов от звонков в ближнее и дальнее зарубежье происходит под влиянием ряда факторов, основной из которых – мобильное замещение. К примеру, доля доходов АО «Казахтелеком» в совокупном объеме рынка услуг международной телефонии составляет менее 30%, доля операторов сотовой связи – 67%», – рассказала журналу «Эксперт Казахстан» руководитель службы по связям с общественностью «Казахтелекома» Юлия Исакова.
На сегодняшний день объем услуг связи растет благодаря мобильной связи, увеличению числа абонентов фиксированного интернета и высокоскоростного широкополосного доступа. Чтобы развивать сегмент в перспективе, необходимо акцентировать внимание на развитии услуг почтовой и курьерской деятельности. При этом надеяться, что произойдет рост рынка фиксированных телефонных линий в сельской местности, не стоит.