Будет ли российский бизнес переводить производство в Казахстан?
Недавно назначенный уполномоченным по защите прав предпринимателей Борис Титов в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что на сегодняшний день «мы видим отток инвестиций из России в Казахстан. Они могут там производить товары, а потом поставлять в Россию и продавать их российским гражданам». Подобные заявления г-н Титов делает не в первый раз, однако они больше похожи на рычаг давления на российское правительство, нежели на отражение реальных тенденций.
В начале марта 2011 года «Капитал.kz» уже писал о возможности перехода части крупного российского бизнеса на территорию Казахстана. Напомним, что тогда речь шла о переводе производства двух крупных томских заводов – «Сибкабель» и «Сибэлектромотор». Это было связано с повышением тарифов на электроэнергетику на территории РФ. Но прошел год, а перевода производств на территорию РК так и не наблюдается.
Начало апреля прошлого года ознаменовалось продолжением высказываний о возможности оттока российского бизнеса в Казахстан. Однако тогда речь шла уже о малом и среднем бизнесе.
«Пока еще не все шаги предприняты для создания единого рынка, но когда данный процесс будет завершен, то такая тенденция грозит перерасти из чисто теоретической уже в практическую», – заявил «Капитал.kz» Николай Остарков, вице-президент ассоциации «Деловая Россия».
В большей степени, безусловно, данный тренд аналитики связывают с северными регионами РФ. Также, по заверению специалистов, если политическая и социальная ситуация в Казахстане будет развиваться в том положительном ключе, как сейчас, то переезд бизнеса вполне реален. «Главным фактором здесь выступает налоговая система. В Росси, в отличие от Казахстана, налоговая система не позволяет развиваться бизнесу, практически вытесняя его в нелегальную плоскость. В России при существующей налоговой системе ничего кроме сырьевого сектора развиваться не может», – подчеркивает г-н Остарков.
Представители «Деловой России» отказались называть конкретные компании, рассматривающие возможность перевода своей деятельности на территорию РК, хотя заверили, что таковые действительно существуют в таких городах, как Новосибирск, Томск и Красноярск.
«Мне не известно ни одного случая «бегства» бизнеса из России в Казахстан как вообще, так и по причине меньшей налоговой нагрузки. И хотя я ситуацию специально не отслеживаю, думаю, что таких случаев мало, или вообще нет», – утверждает Петр Своик, председатель алматинской общественной антимонопольной комиссии.
Между тем, опасения, что российский бизнес «хлынет» в Казахстан еще год назад разделяли не все эксперты. Так, по словам главного экономиста инвестиционных компаний «Уралсиб Кэпитал» Алексея Девятова, данный тренд не будет носить массовый характер из логистических и некоторых финансовых затруднений. Также, по оценке экономиста, «главным образом переехать в Казахстан смогут компании, занимающиеся предоставлением разного рода услуг, будь то различные посредники и торговые компании, то есть те области экономики, которые не связаны с большими материальными производствами», – пояснил г-н Девятов.
В то же время весьма интересна реакция российского правительства. «На мой взгляд, российские власти очень сильно лоббируют интересы казахстанского бизнеса. По всей видимости, в Казахстане довольно сильные лоббисты», – комментирует г-н Остарков.
С другой стороны, г-н Девятов говорит о том, что «российское правительство в меньшей степени озабочено переходом бизнеса в Казахстан, скорее государство делает упор на снижение налоговой нагрузки в стране, и понимание необходимости данных шагов, безусловно, существует».
«Дело в том, что и у нас, и в России для жизнедеятельности предпринимательства важна не налоговая нагрузка, а отношения с властями. Есть отношения – есть бизнес, нет отношений – лучше не начинать. Это такой своеобразный феодализм, погруженный в современность, до разделения предпринимательства и государственного чиновничества мы просто еще не дозрели. «Крыша» – вот что самое важное для бизнес-успеха, а она у каждого своя, все места распределены и ниши заняты, «убегать» или «перебегать» – некуда. А разговоры – они, да, ведутся, – это такая форма давления российского бизнеса на их правительство, с удобной ссылкой на Казахстан», – считает г-н Своик.
С подобным мнением согласен и украинский финансовый эксперт Эрик Найман. «Российские нефтедоллары не дают стимулы к внутренним преобразованиям и изменениям в бизнес-климате. И кивать в сторону Казахстана, что он, мол, перетягивает на себя российские капиталы – это лишь отговорка», – считает он.
Эксперты не исключают тот факт, что Россия не пойдет на уступки в вопросе снижения налогов внутри своей страны, а скорее наоборот в рамках унификации экономик пролоббирует повышение налогов в Казахстане. «Попытки унифицировать налоговое законодательство действительно могут быть», – утверждает Эрик Найман.
Отметим, что в ежегодном рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) в разделе «Налогообложение» Беларусь занимает 183-е место, Россия – 105-е, а Казахстан – 39-е. Количество налоговых платежей в Беларуси составляет 82, в России – 11, а в Казахстане – 9. На заполнение налоговых деклараций и уплату налогов у среднестатистической российской организации уходит около 320 часов, в Беларуси эта цифра равна 798 часам, а в Казахстане – всего 271.