Анализируя исторический процесс эволюции человечества в эпоху научно-технического прогресса, невольно задаешься вопросом – а насколько верен заданный вектор цивилизационного развития и к чему он в конечном итоге может привести?
Борьба за природные ресурсы
Начать поиски ответа на этот вопрос, наверное, стоит с аксиомы, что в глобальном масштабе единой общечеловеческой цивилизации пока не существует. По факту – есть отдельные части мирового сообщества, внутренне объединенные общими культурно-языковыми признаками и исторически сложившимся религиозно-идеологическим мировоззрением, позволяющими с научной точки зрения называть каждую из них цивилизацией.
Причем влияние этих локальных цивилизаций на ход развития человечества в целом далеко не равнозначно. Преимущество в данном отношении в настоящий период имеют цивилизации, возглавляемые правящими элитами, которые обладают доминирующим положением финансово-политического и военно-технического характера.На сегодняшний день имеется только одна социокультурная общность, значительно опережающая другие по названным показателям – это западная цивилизация, а если быть еще
точнее – англосаксонская. И во многом «благодаря» деятельности ее управленческой элиты мир оказался сейчас в критической во всех смыслах ситуации. Хотя при более пристальном рассмотрении может оказаться, что в данной элитарной среде на уровне принятия ключевых решений чистокровных англосаксов с позиции родословной практически не осталось.
Попытка навязать членам международного сообщества отказ от проповедующих умеренность собственных идеологических и религиозно-культурных привязок в угоду культу потребления спровоцировала повсеместное стремление традиционных обществ в развивающихся странах копировать западные стандарты уровня жизни. В ближайшей перспективе это глобальное желание «жить не хуже других» грозит обернуться дефицитом невозобновляемых природных ресурсов и обострением конкурентной борьбы за доступ к ним, которая уже приняла форму вооруженных конфликтов и локальных войн.
Но самое главное, что с наступлением сырьевого дефицита перестанут действовать механизмы саморегулирования свободно-рыночной экономики, о чем в первую очередь должны задуматься либеральные экономисты и политики, пропагандирующие идею свободного рынка как панацею от всех бед и отрицающие возможность его регулирования через государственную систему управления. Такое заблуждение в будущем может привести к нарастанию социального расслоения и напряженности в обществе, ведь в связи с неизбежным повышением цен на готовую продукцию приемлемого качества она будет становиться доступной все меньшему числу потребителей. И производить эти товары также сможет лишь ограниченный круг производителей готовых и имеющих возможность платить за дорогостоящие ввиду их недостатка сырьевые ресурсы. Остальная же часть населения будет довольствоваться дешевыми суррогатами, что можно наблюдать уже сегодня, хотя и не в столь массовых масштабах.
Развитие ситуации по подобному сценарию, скорее всего, повлечет многочисленные социальные катаклизмы, которые затронут практически все страны, интегрированные в настоящее время посредством рыночных связей в глобальную систему спроса и предложения. В этих условиях весьма велика вероятность обострения конфронтации в международных отношениях вследствие возникновения взаимных претензий и упреков между отдельными государствами и их союзами, когда эмоциональное стремление найти «крайнего», то есть виновного во всех бедах, может перевесить все доводы разума. При существующем уровне военно-технического оснащения это будет означать: в худшем случае – полный закат человеческой цивилизации, при ином стечении обстоятельств – обнуление всех ее прежних достижений.
В данном контексте не мешало бы уяснить, на каком этапе своего развития человечество свернуло на путь, который пусть даже гипотетически, но все-таки допускает возможность реализации вышеописанного варианта событий.
Реалии и возможные последствия заданного вектора развития
Простая логика подсказывает, что в основе сегодняшнего материального благосостояния локальных цивилизаций и человечества в целом находятся достижения научно-технического прогресса, призванные по большей части совершенствовать процесс производства материальных благ и повышать уровень жизненного комфорта. В свою очередь непреложным условием функционирования любого производственного цикла и сферы услуг становится энергопотребление. И, как известно – энергетика является становым хребтом мировой экономики, ведь без электрической энергии не будут работать ни промышленное оборудование, ни бытовые приборы, ни транспортная система, ни интернет, ни фондовые рынки, ни многое другое.
Вот здесь и начинается самое интересное. Для производства электроэнергии необходимо использовать природные ресурсы, относящиеся к энергоносителям. Эти природные ресурсы подразделяются на два вида – возобновляемые и невозобновляемые. Парадокс ситуации заключается в том, что наибольшую часть мировой энергетики составляют электростанции, потребляющие невозобновляемые энергоресурсы в виде углеводородов, таких как нефть, газ и продукты их переработки. Естественно со временем вследствие истощения их природных запасов цена на эти невозобноляемые ресурсы будет увеличиваться также как и себестоимость конечной продукции с учетом роста расценок на энергопотребление.
То есть с точки зрения здравого смысла, не говоря уже о научно-техническом аспекте, нефть и газ можно отнести к ресурсам вчерашнего дня, торговля которыми в силу высоких цен на них выгодна сегодня в первую очередь транснациональным нефтегазовым и энергетическим корпорациям и стоящим за ними глобальным финансовым силам. Само собой разумеется, что повышение цен на данные природные ресурсы выгодно и для стран-экспортеров, но такое положение порождает и множество проблем.
В планетарном масштабе это экологические проблемы, возникающие вследствие разработки, добычи, транспортировки и потребления углеводородов. А на региональном уровне немалые финансовые доходы от экспорта углеводородного сырья в периоды повышения мировых цен на данный товар нередко порождают у правящих национальных элит неоправданную эйфорию, не позволяющую им осознать необходимость принятия скорейших мер по ослаблению негативного внешнего влияния, порождаемого названной зависимостью.
И этот порок, именуемый человеческой жадностью помноженной на жажду власти, является следствием другого не менее тяжкого порока, называемого невежеством. Хотя в отношении мировой финансовой элиты, обеспечивающей протекание указанного процесса в нужном ей русле, больше подходят такие понятия как умысел и сговор.
Зависимость развивающихся экономик от собственного сырьевого экспорта углеводородов давно стала одним из элементов скрытого внешнего управления, поскольку стоимость энергоносителей формируется на международном рынке под контролем и в интересах избранного круга лиц, которые вряд ли озабочены вопросами материального благополучия государств-поставщиков углеводородного сырья. Реальным путем выхода из сложившегося положения для развивающихся стран-экспортеров мог бы стать планомерный перевод бытового, а в последующем и промышленного энергопотребления на использование альтернативных возобновляемых источников энергии засчет финансовой выручки и налогов получаемых от экспорта природных ресурсов.
Наверное, именно поэтому во избежание изменения сложившегося статус-кво в расстановке сил на международной арене почти все исследования и открытия в области высокоэффективных альтернативных методов получения энергии беспощадно дискредитируются, высмеиваются или замалчиваются, ибо пока не вписываются в существующую модель глобального управления и подчинения, в значительной мере основанной на распределении и перераспределении ограниченных природных ресурсов и доходов от их продажи.
Понять это несложно, стоит лишь обратить внимание на структуру мирового энергопотребления по видам ресурсов за 2010 год, где доля нефти составила 33,6%, газа – 23,8%, угля – 29,6%, атомной энергии – 5,2%. В тот же период доля гидроэнергии находилась на уровне 6,5%, а составляющая всех других возобновляемых источников энергии равнялась всего 1,3%. Причем соотношение этих показателей практически не менялось с 2000 года.
Пожалуй, можно было бы согласиться с некоторыми экспертами утверждающими, что используемые возобновляемые источники энергии не достаточно энергоемки и не могут обеспечить в полной мере потребности промышленного производства, требующего интенсивных энергозатрат большой мощности. Но тогда какие причины мешают существенно увеличить долю возобновляемых источников энергии для обеспечения бытового энергопотребления? Ответ на этот вопрос находится, очевидно, в финансовой сфере ведь в данном случае упадет спрос на главные углеводородные энергоносители – нефть и газ, что неминуемо приведет к снижению мировых цен на эти товары.
Фактически это станет ощутимым ударом по государствам, чья доходная часть бюджета в значительной степени формируется за счет экспорта углеводородов. Но еще более болезненные последствия могут ожидать главный мировой денежно-эмиссионный центр в лице ФРС, потому как существенное падение цен на нефть, скорее всего, повлечет резкое снижение спроса на американскую валюту, которая является основным платежным средством при проведении международных торговых операций и осуществлении инвестиционной деятельности. Однако в ситуации, когда ведущий валютный донор – США имеет заоблачный показатель государственного долга превышающего 100% от ВВП, допустить вышеописанное развитие событий во всех смыслах будет смерти подобно.
При складывающихся тенденциях разворачивание данного сценария может свидетельствовать о начале нового витка искусственного провоцирования определенными силами широкомасштабного обострения геополитических противоречий между ключевыми мировыми игроками. Ведь вслед за наступлением финансового коллапса в США возможно последует эффект домино, который как карточный домик обрушит существующую международную конструкцию сдержек и противовесов, что вероятнее всего приведет к хаосу, когда все ополчатся против всех. История человечества знает примеры, где из подобной ситуации победителем выходил не самый сильный на первый взгляд соперник, поскольку довольно часто в столкновении жизненно важных интересов присутствуют незримые факторы, просчитать которые наперед невозможно.
В результате вышеописанных умозаключений возникает закономерный вопрос: может ли называться разумной человеческая цивилизация, строящая свое будущее на столь зыбком основании, как ныне действующая мировая денежно-кредитная система, устанавливающая де-факто первостепенной «общечеловеческой ценностью» гегемонию доллара США? Ответ, наверное, очевиден.
Если кто-то имеет намерение и возможности управлять миром, в этом нет ничего необычного – каждая структура стремится к самоорганизации. Главное, чтобы это управление было разумным, а, следовательно, человечным.
Выбор нравственных ориентиров
Немногочисленным современным ученым и просто здравомыслящим людям становится все более очевидным, что сегодняшнее техногенное развитие цивилизации, направляемое в определенном русле хозяевами глобальной денежно-кредитной системы, все дальше уводит человечество по тупиковому пути эволюции, когда день ото дня преимущественно развиваются и совершенствуются технологии потребительского и военно-технического назначения. На этом фоне практически незаметно проявления каких-либо значимых признаков эволюционного роста сознания самого человека как вида духовно-разумной жизни, стремящейся к самосовершенствованию и самопознанию.
Наоборот все большее число людей невольно впадает в зависимость от современных достижений информационно-технического прогресса, не принимая во внимание вероятные последствия такого положения. При этом мало кто допускает возможность иного эволюционного пути развития заключающегося в пробуждении с помощью имеющихся научно-технических наработок и методик врожденного интеллектуально-созидательного потенциала, сокрытого в каждой человеческой личности.
Все вышеперечисленное стало реальностью вследствие формирования в массовом сознании посредством контролируемо-направленного информационного воздействия, поступающего по каналам телевидения, прессы, интернета и многочисленных образовательных программ, некритического мышления, порождающего у широких слоев населения представление о непогрешимости и достоверности определенных источников информации. Под покровом этой искусно создаваемой психоинформационной иллюзии происходит незримая подмена веками складывавшейся мировой системы общепринятых культурно-нравственных ценностей на новые ориентиры, по сути, отменяющие прежние критерии человечности.
Вероятно, поэтому все больше востребованными в нынешнем обществе становятся: вместо трудолюбия – предприимчивость, наместо честности – приспособленчество, взамен справедливости – демократизация, на смену взаимоуважения – толерантность, вместо счастья – финансовое благополучие. Причем приведенный список далеко неполон. И редко кому приходит в голову мысль, что происходящие метаморфозы общественного сознания со временем могут трансформировать человечество в подконтрольный программируемый на уровне эмоциональных и инстинктивных установок биологический вид, которому будет чуждо стремление к духовно-разумному восприятию жизни.
И во многом это обусловлено постепенным отказом современного общества от традиционных религиозно-нравственных воззрений призывающих к гармоничному сосуществованию и развитию без нарушения естественного равновесия планетарной экосистемы. Вместе с тем согласно идеям, высказанным в работах признанного британского историка, культуролога и социолога Арнольда Тойнби мировые правоведческие религии – буддизм, христианство и ислам являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса, дающими человечеству возможность развиваться на принципах взаимодействия и взаимовлияния культур.
Насущность веры в единого бога, как неделимого творца всего сущего, скорее всего, признают лидеры основных религиозных конфессий. Именно эта вера могла и должна была стать общим духовно-идейным фундаментом становления человеческой цивилизации в качестве единого целого, если бы не преднамеренно насаждаемое определенными глобальными силами нравственное невежество, служащее одной цели – разделять людей по религиозным, идеологическим, культурным, этническим и социальным признакам для манипулирования мировыми процессами в соответствии с собственной волей.
«Разделяй и властвуй» – данная формула правления, используемая на протяжении всей многовековой истории человечества, нашла свое применение и в настоящее время. С позиции сознания более высокого порядка вряд ли цивилизация управляемая и развивающаяся подобным образом может считаться разумной.
Перспективы поиска альтернативных источников энергии
Возвращаясь к научно-техническим аспектам развития мирового сообщества необходимо отметить, что существующие способы получения энергии, как тепловой, так и электрической, основанные на сжигании ископаемых энергоносителей, являются губительными для биосферы планеты. Атомная энергетика имеет нерешенную проблему захоронения и утилизации опасных отходов. Природные запасы углеводородных энергоносителей на образование чего ушли миллионы лет стремительно истощаются.
Давно настало время менять подходы в поиске дальнейших путей техногенного развития цивилизации, которое на данный момент базируется на эксплуатации полезных ископаемых. Поэтому довольно странно, что последние направления научно-технического прогресса не предлагают ничего лучше, как сменить потребление одних видов невозобновляемых природных ресурсов на другие, постепенно становящиеся не менее востребованными в ходе широкого внедрения технологий, основанных на их использовании. Уже сегодня современные технические разработки сделали актуальными новые виды сырья, потребность в которых начинает проявляться еще в большей степени, чем спрос на нефть.
Например, для производства аккумуляторов большой энергоемкости, устанавливаемых на электро- и гибридные автомобили требуются цинк, ванадий, литий и редкоземельные элементы. В одной такой батарее в общей сложности содержится порядка 15 килограммов вышеперечисленных достаточно редких металлов. При этом сама идея замены мирового бензиново-дизельного автопарка на электромобили лишь частично решает проблему загрязнения окружающей среды вредными выбросами. Ведь если задуматься, для эксплуатации электромобилей необходима их периодическая зарядка электроэнергией, которая в свою очередь вырабатывается электростанциями, работающими сегодня в основном на углеводородном сырье – нефти, газе, угле и продуктах их переработки. К тому же остается неизвестным насколько в будущем возрастет электропотребление и нагрузка на энергосети в периоды одновременной зарядки огромного количества электромобилей. В связи с чем возникает логичный вопрос, не станет ли в недалекой перспективе дефицитом такой жизненно важный ресурс как электроэнергия?
Этот особо показательный пример убедительно демонстрирует, что процесс научно-технического развития в наше время больше напоминает движение по замкнутому кругу, нежели реальные попытки создать технологии, кардинальным образом освобождающие человечество от экологических проблем и зависимости от ископаемых природных ресурсов.
Судя по всему, для решения названных проблем потребуется найти совершенно новые способы получения энергии, свободные от традиционной схемы, когда в результате преобразования энергоносителя помимо энергии образуется и побочный вещественный продукт. Очевидно, альтернативой существующим способам получения энергии могут стать только такие, в которых на всех стадиях энергетических преобразований не будет появляться опасное для окружающей среды вещество, а в идеале – будет совсем отсутствовать вещество, как таковое.
Сейчас наряду с эксплуатацией энергоустановок, работающих за счет энергии солнца, ветра, рек, океанов, геотермальных источников, также ведутся изыскательные работы и в других направлениях. Наиболее перспективными из них можно считать научно-исследовательские разработки по получению энергии физического вакуума, которые могли бы обеспечить технологические прорывы в различных областях от энергетической отрасли до создания космических ракетных двигателей, работающих на новых принципах.
Кроме того, уже существуют опытные образцы магнитных двигателей, являющиеся примером продвижения бестопливных технологий выработки энергии. Этот метод получения энергии, основанный на использовании силы магнитного взаимодействия образуемой постоянными магнитами, мог бы найти широкое применение в сфере бытового энергопотребления.
Но, как было указано выше, промышленное внедрение альтернативных технологий производства энергии идет вразрез с интересами тех, кто управляет глобальной системой распределения и перераспределения ограниченных углеводородных и иных природных ресурсов, равно как и доходов от их продажи.
Если когда-то человечество найдет в себе силы изменить сложившееся положение дел, не только открыв неисчерпаемые источники дешевой экологически чистой энергии, но и обеспечив неограниченные возможности их практического использования на благо всего мирового сообщества, вероятно тогда разумность и зрелость земной цивилизации ни у кого не будет вызывать сомнений.