Намерения казахстанского правительства при неблагоприятной ценовой конъюнктуре на мировом рынке нефти секвестировать бюджет 2013 года может оказаться единственно правильной реакцией на возможную вторую волну кризиса.
В прошлую пятницу премьер-министр РК Карим Масимов заявил, что не исключает секвестирование бюджета Казахстана на 2013 год.
Возможно, сокращение статей расходов бюджета следующего года позволит минимизировать вторую волну кризиса, которая ожидается во второй половине 2012 года.
«Есть такие предположения, что во второй половине года возможна вторая волна кризиса и цена на нефть будет достаточно низкой. Мною на республиканской комиссии было поручено рассмотреть варианты развития экономики в случае падения цены на нефть во второй половине этого года до $50 за баррель, это не фантастический, а может быть, достаточно реалистичный сценарий», – сказал премьер, выступая на совместном заседании палат парламента.
Он отметил, что при проектировании бюджетного цикла на 2013 год рассматриваются разные варианты событий. «В том случае если негативный вариант сработает, мы обратимся к депутатам парламента, к главе государства в сентябре месяце, придем к вам за поддержкой. Пересмотрим бюджет на 2013 год не в сторону увеличения, а с возможностью секвестирования», – заявил Карим Масимов.
Немцы и французы секвестируют, Россия рискует
Немцы и французы затягивают пояса, тогда как руководство России не планирует сокращать расходы бюджета в популистских целях, тем самым сильно рискуя потерять финансовую устойчивость.
Так, еще в 2010 году Германия начала сокращение расходов статей бюджета. Недавно правительство Германии одобрило очередной пакет мер по сокращению расходов бюджета, предложенный канцлером Ангелой Меркель. План экономии немецкого правительства является максимально жестким за всю историю объединенной Германии. Основные меры по увеличению доходов и экономии включают сокращение штата госслужащих (10-15 тыс. человек), сокращение зарплат госслужащих (на 2,5%), размера пособий для молодых родителей (на 500 млн. евро), пособий по безработице, введение налога на авиаперелеты, сокращение налоговых льгот энергетическим и транспортным компаниям, выделяющим средства на охрану окружающей среды, армейского контингента.
С помощью этих мер Германия планирует сэкономить для бюджета примерно 86 млрд евро к 2014 году.
Но затягивают пояса не только немцы. Осенью 2011 года Франция приняла план по сокращению расходов бюджета, чтобы к 2016 году свести его дефицит к нулю. «Чтобы прийти к нулевому дефициту в 2016 году, нужно сэкономить более 100 млрд евро. В 2012 году мы сократим государственный дефицит до 4,5% ВВП, в 2013 – до 3%, в 2014 – до 2% (а затем) до равновесия (доходов и расходов), которое должно быть достигнуто в 2016 году, чего не происходило с 1975 года», – сказал тогдашний премьер-министр Франции Франсуа Фийон.
По пути оптимизации государственных расходов идут все европейские страны, а в США основное бремя кризиса пытаются переложить на богатых людей.
На фоне антикризисных мер в мире Россия идет по пути максимального риска. Так, на днях первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что даже при риске «существенного снижения нефтяных доходов все обязательства федерального бюджета на текущий год будут выполнены в полном объеме, и для этого могут быть привлечены средства Резервного фонда». Если правительство не разработало какие-то другие формы скрытого секвестирования, то риск быстро вычерпать ресурсы Резервного фонда и потерять финансовую устойчивость может оказаться слишком высоким.
Судя по высказываниям казахстанских чиновников высокого ранга, Казахстан, как и Россия, не планирует сокращать расходы бюджета 2012 года. Вполне возможно, что ресурсы Резервного фонда в России и Национального фонда в Казахстане были хорошо пополнены в период высоких цен на нефть. Однако то, что российское правительство готово в долгосрочной перспективе тратить средства Резервного фонда не на развитие, а на социальные выплаты, настораживает.
В контрасте с действиями российского руководства находится недавнее заявление вице-премьера, министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова. По его мнению, средства Нацфонда необходимо направлять на развитие, а не на текущие расходы бюджета.
Затянуть пояса так, чтобы не задохнуться
И это правильно. Сокращать статьи расходов бюджета, если цена нефти резко упадет, наверное, все равно придется, но так, чтобы потребление осталось более-менее на уровне, который обеспечивал бы функционирование экономики.
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Гульнур Рахматулина предполагает, что правительству для сокращения дефицита бюджета придется произвести ревизию госпрограмм, «сохранив наиболее приоритетные из них, а остальные отложив до лучших времен».
Именно о тех проектах, которые секвестированию не подлежат, и говорили совсем недавно президент РК Нурсултан Назарбаев, вице-премьер Кайрат Келимбетов и глава Нацбанка Григорий Марченко.
В начале февраля Кайрат Келимбетов поручил министерству экономического развития и торговли разработать механизм использования средств Национального фонда для финансирования крупных индустриальных проектов на территории страны.
Ранее президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая с ежегодным посланием народу страны, объявил о начале реализации в Казахстане в этом году крупных индустриальных проектов.
А уже в конце февраля конкретные суммы озвучил глава Нацбанка РК Григорий Марченко. «Потребуется всего порядка, если с нашим предложением согласятся, от $3 до 3,5 млрд (из Нацфонда) в течение с 2013 по 2016 годы», – сказал он.
В числе таких проектов строительство международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», Балхашской энергостанции, газохимического комплекса и комплекса по глубокой переработке нефти на НПЗ в Атырауской области, а также создание туристического центра «Бурабай». В частности, Балхашская ТЭС решит проблемы энергодефицита в южных регионах, а благодаря автокоридору к 2020 году объем грузоперевозок вырастет в 2,5 раза. Все запланированное даст больший эффект, чем если бы казахстанцы просто съели эти деньги во время второй волны кризиса.
В контексте уже озвученных ориентиров, премьер, чтобы излишне не нагружать Нацфонд, и говорит о возможности сокращения расходов бюджета 2013 года. Если цена барреля упадет до $50. Именно о высокой зависимости Казахстана от цен на нефть говорит и аналитик Института экономических стратегий – Центральная Азия Бахтияр Бакас уулу. Он напомнил, что доходная часть консолидированного бюджета страны формируется из различных источников, включая гарантированные трансферты из Нацфонда. По его словам, наибольшую долю доходов занимают прямые налоги от нефтяных компаний, которые рассчитываются исходя из текущей цены на нефть. «В итоге консолидированный бюджет напрямую зависит от мировой стоимости барреля. Ее снижение отражается на пополнении средств Нацфонда и косвенно затрагивает доходную часть бюджета», – заметил аналитик.
В целом казахстанское правительство более осторожно подходит к вопросу верстки бюджета. Бюджет 2012 года в Казахстане кроился на базе цены за баррель в $80, в России – $115. Если уже сейчас в РК настраиваются на цену барреля нефти в $50, то в России готовят бюджет 2013 года при ценах в $90 и $60. Понятно, что люфт, заложенный в казахстанском бюджете текущего года, более широкий, чем люфт, заложенный в российском бюджете.
Если прогноз по второй волне кризиса во второй половине 2012 года оправдается, то в 2013 году Казахстан ожидает сокращение государственного аппарата, государственных расходов и социальных программ. Другого пути преодоления кризиса человечество пока не придумало.