Для того чтобы пребывать в состоянии «радости ничегонеделания» или bel far niente, о которой в своей книге «Есть. Молиться. Любить» упоминает Элизабет Гилберт, вовсе не обязательно быть богатым или иметь богатых родителей. Важен баланс сфер жизни, например, время работать – время отдыхать. Но, к сожалению, в наш век информации, стрессов и стремительного темпа жизни само понятие «отдых» приобрело значение, с настоящим отдыхом часто не имеющее ничего общего.
В коучинге есть один интересный инструмент, который называется «Колесо баланса жизни». Суть методики заключается в том, что человек заполняет это колесо теми жизненными сферами, которые для него важны и представляют ценность. При этом многие коучи отмечают интересный факт: упоминая среди ценных для себя сфер жизни такие составляющие, как работа, дом-семья, хобби, спорт, здоровье, личные финансы, зону саморазвития, времяпрепровождение с друзьями, многие люди даже не задумываются об отдыхе.
Для других отдых ассоциируется исключительно с отпуском и, как правило, поездкой 1-2 раза в год на туристический курорт. Исходя из этой логики, выходит, что люди отдыхают лишь во время отпуска, а все остальное время напряженно работают? Оказывается, не совсем так.
Самое ценное в отдыхе – это то, что это время, свободное от каких-либо интенсивных занятий. И в таком смысле bel far niente как ничто другое способствует достижению этой цели. Важно понимать, что само по себе «ничегонеделание» в любом случае подразумевает хоть какую-то деятельность: смотреть телевизор, сидеть в саду, беседовать с близкими людьми и т.д. Дело в интенсивности занятия и в усилиях, прилагаемых с точки зрения направленности внимания к тому или иному виду деятельности, объекту, цели. В этом смысле важно понимать, что восстановить силы возможно, лишь избежав каких-либо интенсивных занятий, будь-то активные занятия спортом, самозабвенные танцы на рейве или вечеринка в шумной компании друзей. В этих состояниях организм и, что самое важное, мозг человека не отдыхают. Минимум сосредоточенности, минимум осознанности целей того или иного вида релаксирующей деятельности, минимум эмоциональных переживаний – вот, что необходимо нашему организму для самовосстановления.
Консультанты Школы управления NOTA BENE провели исследование по этой теме, в рамах которого опросили несколько десятков казахстанских менеджеров среднего и высшего звена. В результате этого исследования были выявлены следующие закономерности. Во-первых, чем выше уровень и статус топ-менеджера, тем чаще у него возникает необходимость «пассивного» отдыха, в том числе и «ничегонеделания». Во-вторых, для многих топ-менеджеров высшего звена лучшим способом самовосстановления является уединение, и они часто предпочитают его активному отдыху и времяпровождению в шумной компании. Для опрошенных линейных менеджеров отдых устойчиво ассоциируется с активными формами, начиная с занятий спортом и заканчивая охотой. Также немаловажно, что большинство участников опроса отметили, что для полноценного восстановления работоспособности организма им необходимо брать отпуск чаще, чем 1 раз в год. Но при этом многие отмечают, что не всегда удается в отпуске «расслабиться по полной». Неожиданным оказался результат, что порядка 30% опрошенных не ходили в отпуск в последние 2 года. Среди основных причин, «не отпускающих» менеджеров в отпуск, были названы непрекращающаяся рутина, критичные фазы судьбоносных проектов и просьбы со стороны руководителей «сходить в отпуск попозже».
Наиболее традиционной формой времяпровождения в отпуске для казахстанских менеджеров по-прежнему является заграничный туризм. Но при этом список стран уже выходит за рамки привычных для нас Турции, Таиланда, ОАЭ. А в отпуске уже можно поваляться на пляже ничего не делая (при условии, если там не будет работать мобильный телефон). Однако отключить сотку и не проверять почту среди опрошенных могут позволить себе лишь единицы. В этом смысле наблюдается другая проблема: менеджеры, находясь в отпуске, не могут переключиться с работы на отдых и фактически продолжают дистанционно управлять бизнесом. О каком отдыхе тогда идет речь? Не говоря уже о том, что та самая вожделенная bel far niente не достигается, а если и достигается, то рассматривается наемными менеджерами не больше чем состояние релаксации и временной краткосрочной изоляции от насущных проблем. Важно, что при этом и большинство из тех топ-менеджеров, кто является владельцем либо совладельцем компаний, также не рассматривают bel far niente как стиль жизни, понимание состояния «ничегонеделания» лишь как одну из возможностей отдохнуть, собраться с мыслями, проанализировать сложившуюся ситуацию.
На Западе все иначе. Там почти каждый собственник бизнеса, который стоит «у руля», очень четко понимает, что менеджмент – это очень сложное занятие, с которым справиться в одиночку практически невозможно и, в случае успешного развития компании, в ее жизненном цикле неизбежно наступает переход от фазы предпринимательства к фазе профессионального менеджмента. А здесь самое главное – это вовремя подготовить себе преемника, который займет кресло генерального менеджера, и сформировать сильную взаимодополняющую команду талантливых топ-менеджеров под ним. Только после этого bel far niente обретает для него истинный смысл. Также, распространено мнение, что состояние bel far niente способствует рождению гениальных идей, так как, отвлекшись от рутины, предприниматель может сосредоточиться на видении, на своем внутреннем потенциале, на том, что для него ценно и является его истинным, если хотите, божественным предназначением, и то, что впоследствии способно изменить этот мир к лучшему. А в этом и заключается истинный смысл бизнеса и предпринимательства. После того, как предприниматель отходит от операционного управления и у него отпадает необходимость ходить на работу каждый день, открываются новые горизонты реализации собственных амбиций, и не только в бизнесе, в системе координат «бизнес-бизнес» появляются новые точки роста и раскрытия собственного потенциала.
По мнению консультантов NOTA BENE, в Казахстане пока это происходит крайне редко, в силу следующих причин. Во-первых, для того чтобы делиться управленческой властью в бизнесе, необходимо, в первую очередь, научиться не только делегировать полномочия, но и доверять тому, кто будет управлять твоим бизнесом, а значит, понимать, что в этой ситуации наемный генеральный менеджер уже важнее собственника, а к этому вызову еще далеко не все собственники готовы. Во-вторых, подготовка бизнес-преемников занимает годы и носит системный характер, а с этим также не все хорошо в казахстанских компаниях. И, наконец, хотим мы того или нет, но для успешного наемного топ-менеджера деньги, как это ни парадоксально, это уже не самый главный мотиватор, а создавать ценностно-ориентированную мотивацию многие предприниматели еще не научились. Но необходимо учиться, и первыми шагами в этом направлении для казахстанских бизнес-лидеров должны стать построение корпоративного управления в их организациях, формирование систем кадрового резерва и создание корпоративных университетов внутри компаний. Также для руководителя, чтобы быть результативным, очень важен жизненный баланс, и здесь наиболее эффективным инструментов для его достижения выступает коучинг. В противном случае о bel far niente в ближайшие десять лет можно забыть.