Как недавно передали казахстанские СМИ, Министерство индустрии и новых технологий РК (МИНТ) подписало с ТОО «ЕвроХим-Удобрения» (дочерняя компания российского ОАО «МХК «Еврохим») контракт на недропользование по добыче фосфоритовых руд в Жамбылской области.
«Совместный проект по производству комплексных минеральных удобрений планируется реализовать в Жамбылской области. Стоимость проекта предварительно оценивается в $2 млрд, производственная мощность – более млн (тонн) в год фосфорных, азотных и комплексных минеральных удобрений», – говорится в пресс-релизе МИНТ.
По информации ведомства, «работа по проекту идет по утвержденному плану»
.«На данный момент уже подписано Соглашение между правительством Казахстана и ОАО «МХК «Еврохим» об основных условиях реализации проекта, и проработан вопрос по технической возможности поставки газа», – сообщается в пресс-релизе.
В Мининдустрии РК рассчитывают, что «совместный проект позволит обеспечить Казахстан высококачественными минеральными удобрениями: создать две тысячи постоянных рабочих мест, улучшить социально-экономическую ситуацию в городах Жанатас и Каратау».
Бюрократия, она и в Африке бюрократия
В середине апреля первый вице-премьер Серик Ахметов, выступая на III горнопромышленном форуме «Майнекс Центральная Азия-2012» в Астане, заверил, что «республика будет упрощать бюрократические процедуры, связанные с получением прав на недропользование».
Со своей стороны вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев в ходе форума сообщил, что по поручению президента страны правительство рассмотрело возможность увеличения государственного финансирования на проведение региональных геологоразведочных работ. «Ориентировочно на данные виды работ будет выделяться в зависимости от объемов до 60 млрд тенге ежегодно», – говорит г-н Сауранбаев. По данным председателя правления АО «НК «Казгеология» Булата Ужкенова, ранее на такого рода финансирование ежегодно выделялось 7-8 млрд тенге. Речь в первую очередь идет о цветных, благородных, редких и редкоземельных металлах.
По мнению г-на Ужкенова, увеличение финансирования сделает новые объекты коммерчески привлекательными. Сегодня из-за слабого финансирования они не привлекательны. После геологоразведки, новые объекты предполагается передавать в частную конкурентную среду или национальным компаниям.
Бюрократические препоны заставляют некоторые казахстанские компании инвестировать деньги за границей. Так, по мнению директора горного департамента ТОО «ENRC Kazakhstan» Наримана Арипова, компания готова инвестировать в геологоразведку, «но согласно нормам нашего Закона «О недрах и недропользовании», для того чтобы получить разрешение, мы должны затратить от года до двух на различные согласования». «При этом вложить свои деньги, получить информацию, передать государству и тем самым обогатить его – и только затем мы можем начать что-то говорить о дальнейших шагах по добыче», – продолжил он.
В качестве примера г-н Арипов привел практику работы компании в Бразилии и Конго, где все согласования занимают максимум три месяца. Мешает геологоразведке и то, что ENRC не может вести ее самостоятельно из-за моратория, объявленного властями.
Поэтому у ENRC один выход – привлекать к совместной работе социально-предпринимательские корпорации, государственную организацию, на которую мораторий не распространяется. «А уже она потом переведет ваши деньги той компании, которой вы скажете, чтобы та, в свою очередь, провела геологоразведку. Хорошо, мы и на это были готовы. Но сколько времени нужно, чтобы СПК начала работу? Чтобы пройти все согласования, тоже нужно порядка года. И все это заложено в Законе «О недрах и недропользовании», то есть основной нашей преградой в данной ситуации являются эти нормы», – заявил представитель ENRC.
Кадры решают все
Как и в любой работе, камнем преткновения для инвесторов может стать дефицит казахстанских специалистов.
Государство уже начало работу в данном направлении. В течение ближайших шести месяцев Агентство по развитию местного содержания представит полный перечень наиболее востребованных специальностей высшего, технического и профессионального образования в сфере недропользования. Он будет сформирован на основе анализа деятельности порядка 200 компаний-недропользователей, работающих в отечественном горнорудном секторе.
Но уже сейчас есть ряд специальностей, дефицит в которых наиболее острый. Так, в геологах нуждаются 30 компаний, горных инженерах – 21 и маркшейдерах – 19. Кроме того, 12 компаний-недропользователей ищут специалистов в сфере автоматизации и управления, инженеров по технике безопасности и экскаваторщиков. Также востребованными остаются электрогазосварщики, электрослесари, электроэнергетики, инженеры-технологи и др.
После согласования перечня недропользователи будут выделять на подготовку этих специальностей средства, определенные в рамках их обязательств по расходам на обучение казахстанских кадров.
Если все сложится
Понятно, что как только государство упростит бюрократические процедуры, связанные с получением прав на недропользование, иностранные инвестиции пойдут в регионы и создадут там новые рабочие места.
О том, что иностранные недропользователи будут строить новые предприятия, сказал и президент РК Нурсултан Назарбаев. На 25-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов он увязал продолжение работы на месторождениях со строительством предприятий. «Мы, как правительство, будем активно участвовать, вкладывать деньги вместе с вами, это будут ваши предприятия, которые будут работать именно на добычу, переработку нефтегазовых и металлургических ресурсов, создавать новые рабочие места, новые технологии в Казахстане», – подчеркнул он.