USD
523.72₸
-0.140
EUR
544.09₸
-0.250
RUB
5.20₸
+0.090
BRENT
72.74$
+0.440
BTC
92694.60$
-2666.600

Эксперименты – не наш метод

Ударим автовазом по казавтопрому На совместной пресс-конференции с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым президент...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Ударим автовазом по казавтопрому

На совместной пресс-конференции с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым президент РФ Владимир Путин сообщил о том, что «АвтоВАЗ» и «Соллерс» будут выпускать автомашины в Казахстане. «Мы говорили о сотрудничестве в области машиностроения. Две наши компании – «АвтоВАЗ» и «Соллерс» намерены здесь осуществить свои инвестиции. Выпуск автомашин намечается на казахстанской земле, на первом этапе – до 100 тыс. единиц», – сообщил Владимир Путин

Как рассказал «Капитал.kz» президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев, основные договоренности по совместному проекту с ОАО «АвтоВАЗ» были достигнуты в ноябре минувшего года, когда президентом компании Игорем Комаровым и представителями АО «Азия Авто» и АО «НК «СПК «Ертiс» был подписан меморандум о стратегическом партнерстве. В рамках этого документа стороны приступили к работе по созданию в Усть-Каменогорске автозавода полного цикла, который будет включать цикл сварки, окраски кузова, сборки автомобилей, а также технопарк по выпуску комплектующих.

Руководитель АО «Азия Авто» сообщил, что работа над проектом займет период с 2012 по 2017 годы и потребует инвестиций в размере порядка 59 млрд тенге. «В 2014 году мы планируем завершить строительство первой очереди производства по сварке, окраске и сборке мощностью 60 тысяч автомобилей в год. На 2015-2017 гг. намечено расширение возможностей предприятия до показателя 120 тысяч автомобилей ежегодно», – рассказывает г-н Мандиев.

В рамках договоренностей ОАО «АвтоВАЗ» обеспечит проектирование производства и права на выпускаемые модели, то есть выступит технологическим партнером. «Наш завод предоставит возможность использования действующих производственных мощностей АО «Азия Авто» и примет участие в финансировании проекта. На социально-предпринимательскую корпорацию «Ертic» возлагаются обязательства по предоставлению земельного участка под размещение новых мощностей и обеспечению его инфраструктурой», – поясняет руководитель АО «Азия Авто».

Эксперт обращает внимание на то, что СПК – структура с государственным участием – занимает особую роль в рамках проекта, и успешность его реализации будет зависеть от активной позиции государства. «Это правило относится к любой крупной инициативе в сфере автопроизводства. А наш проект станет самым масштабным среди реализуемых в отечественной автоиндустрии: ежегодный объем выпускаемой продукции только первой очереди оценивается в 75 млрд тенге. Много это или мало в масштабах отечественной экономики? Это седьмая часть всей сегодняшней машиностроительной отрасли Казахстана. Предприятие, которое мы создаем, послужит точкой роста полноценного автопромышленного кластера, поэтому государство в лице СПК «Ертiс» выступает полноправным участником проекта», – предполагает Ержан Мандиев.

Рассказывая о базовых условиях перспективности и успешности проекта, эксперт подчеркивает важность стабильности рыночных условий в ближайшие 5-7 лет и доступ на соседний рынок Российской Федерации. Благодаря единой таможенной территории в Казахстане ускорился рост рынка новых автомобилей и появилась возможность поставок казахстанских автомобилей на российский рынок. «Экспорт для нашего проекта – вопрос краеугольный, поскольку до половины продукции планируется направлять в сибирский и дальневосточный регионы России. Сбыт на этих рынках нам гарантирует наш партнер ОАО «АвтоВАЗ»», – сообщает г-н Мандиев.

Другой важнейший фактор успешности проекта – степень участия государства. Проект включен в госпрограмму форсированной индустриализации, карту индустриализации РК, программу развития машиностроения РК. Кроме того, в июне 2010 года между АО «Азия Авто» и Правительством РК было подписано соглашение о промсборке. «Мы надеемся, что нам будут доступны не только традиционные меры господдержки, но и инструменты, широко применяемые за рубежом для развития аналогичных производств. Речь идет о налоговых преференциях, субсидиях на обслуживание банковского финансирования проекта, субсидиях на транспортировку готовой продукции и автокомпонентов на период становления собственных компонентных производств. Наши российские коллеги этими и другими инструментами господдержки пользуются. Поэтому речь идет о конкурентоспособности продукции отечественного автопрома на одном поле с российскими производителями. А они уже сегодня заняли почти половину казахстанского рынка», – отмечает руководитель АО «Азия Авто». При этом, по словам г-на Мандиева, речь идет не о безвозвратной помощи государства. Сумма ежегодных налоговых отчислений будущего завода составит до 12 млрд тенге. С выходом на проектную мощность число занятых на основном предприятии достигнет 4 тыс. человек, а с учетом «смежников» численность рабочих мест превысит 12 тыс. В рамках проекта запланировано развитие инженерной инфраструктуры региона – электросетей, объектов водо- и теплоснабжения, и не только. Уже на первом этапе будет построен полноценный микрорайон для сотрудников предприятия. В план заложено строительство детского сада, школы, пожарной и медицинской части, общежития и социокультурных объектов.

Оценивая сложившуюся ситуацию с казахстанским автопроизводством, Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, отмечает, что российский автопром всегда доминировал на казахстанском рынке новых автомобилей, а с 2010 года присутствие российской продукции усиливается. Эксперт приводит данные о том, что в I квартале российскими производителями занято уже 52,3% рынка. Модели лицензионной сборки иностранных марок составили меньше одной пятой – основная часть приходится на «традиционный» российский автопром. Причем это цифра без учета внедорожников Lada, которые собирают в Усть-Каменогорске.

«Усиление позиций российских производителей на казахстанском рынке налицо. И это обнажило далеко не всем еще очевидный факт: борьба за рынок в рамках ЕЭП сводится к борьбе за партнеров с именем и за право на выпуск наиболее популярных, массовых моделей. Привлечь инвестора, построить завод и даже заключить соглашение с автоконцерном второго, третьего эшелона – задача решаемая. Но при отсутствии массовых продуктов на конвейере и гарантированных квот на экспорт в Россию и Беларусь такой проект может оказаться мертворожденным», – считает Олег Алферов, указывая на то, что история российского автопрома такими примерами полна. По мнению специалиста, эксперименты с маловостребованными моделями допустимы только при закрытом рынке, а у нас «границы с Россией стерты». В связи с чем при выборе марки в рамках проекта производства полного цикла ставка казахстанского автопрома на союз с АвтоВАЗом беспроигрышна. «В особенности с учетом планов по обновлению модельного ряда. Lada – традиционно наиболее продаваемая на казахстанском рынке марка, и сегодня ее продажи составляют более 38% всего сбыта легковых автомобилей. Это вдвое выше аналогичного показателя на «родном» российском рынке», – поясняет руководитель Qncepto.

Однако эксперт считает, что проекты автопроизводства в Казахстане пока не застрахованы от рисков, связанных со вступлением страны в ВТО и предсказуемостью в вопросах регулирования авторынка. «Если Правительство РФ намерено внедрить утилизационный сбор при регистрации автомобилей, то позиция Казахстана на тему регулирования авторынка после вступления в ВТО пока не сформулирована. Если режим регистрации автомобилей на двух рынках не будет гармонизирован, то отечественный автопром может лишиться тех преимуществ, которые ему обеспечило создание Таможенного союза и Единого экономического пространства», – поясняет Олег Алферов. В таком случае, по мнению эксперта, мы фактически сделаем шаг назад от тех шансов, которые нам дал союз с Россией и Беларусью. Замедлится развитие внутреннего рынка, российская сторона ограничит доступ казахстанским автомобилям на свой рынок. «Этот риск касается не только совместных проектов с российскими концернами, он нависает над всеми цивилизованными участниками рынка, и снять его может только последовательная ясная позиция правительства в этом вопросе», – резюмирует руководитель Qncepto.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.