Ударим автовазом по казавтопрому
На совместной пресс-конференции с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым президент РФ Владимир Путин сообщил о том, что «АвтоВАЗ» и «Соллерс» будут выпускать автомашины в Казахстане. «Мы говорили о сотрудничестве в области машиностроения. Две наши компании – «АвтоВАЗ» и «Соллерс» намерены здесь осуществить свои инвестиции. Выпуск автомашин намечается на казахстанской земле, на первом этапе – до 100 тыс. единиц», – сообщил Владимир Путин
Как рассказал «Капитал.kz» президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев, основные договоренности по совместному проекту с ОАО «АвтоВАЗ» были достигнуты в ноябре минувшего года, когда президентом компании Игорем Комаровым и представителями АО «Азия Авто» и АО «НК «СПК «Ертiс» был подписан меморандум о стратегическом партнерстве. В рамках этого документа стороны приступили к работе по созданию в Усть-Каменогорске автозавода полного цикла, который будет включать цикл сварки, окраски кузова, сборки автомобилей, а также технопарк по выпуску комплектующих.
Руководитель АО «Азия Авто» сообщил, что работа над проектом займет период с 2012 по 2017 годы и потребует инвестиций в размере порядка 59 млрд тенге. «В 2014 году мы планируем завершить строительство первой очереди производства по сварке, окраске и сборке мощностью 60 тысяч автомобилей в год. На 2015-2017 гг. намечено расширение возможностей предприятия до показателя 120 тысяч автомобилей ежегодно», – рассказывает г-н Мандиев.
В рамках договоренностей ОАО «АвтоВАЗ» обеспечит проектирование производства и права на выпускаемые модели, то есть выступит технологическим партнером. «Наш завод предоставит возможность использования действующих производственных мощностей АО «Азия Авто» и примет участие в финансировании проекта. На социально-предпринимательскую корпорацию «Ертic» возлагаются обязательства по предоставлению земельного участка под размещение новых мощностей и обеспечению его инфраструктурой», – поясняет руководитель АО «Азия Авто».
Эксперт обращает внимание на то, что СПК – структура с государственным участием – занимает особую роль в рамках проекта, и успешность его реализации будет зависеть от активной позиции государства. «Это правило относится к любой крупной инициативе в сфере автопроизводства. А наш проект станет самым масштабным среди реализуемых в отечественной автоиндустрии: ежегодный объем выпускаемой продукции только первой очереди оценивается в 75 млрд тенге. Много это или мало в масштабах отечественной экономики? Это седьмая часть всей сегодняшней машиностроительной отрасли Казахстана. Предприятие, которое мы создаем, послужит точкой роста полноценного автопромышленного кластера, поэтому государство в лице СПК «Ертiс» выступает полноправным участником проекта», – предполагает Ержан Мандиев.
Рассказывая о базовых условиях перспективности и успешности проекта, эксперт подчеркивает важность стабильности рыночных условий в ближайшие 5-7 лет и доступ на соседний рынок Российской Федерации. Благодаря единой таможенной территории в Казахстане ускорился рост рынка новых автомобилей и появилась возможность поставок казахстанских автомобилей на российский рынок. «Экспорт для нашего проекта – вопрос краеугольный, поскольку до половины продукции планируется направлять в сибирский и дальневосточный регионы России. Сбыт на этих рынках нам гарантирует наш партнер ОАО «АвтоВАЗ»», – сообщает г-н Мандиев.
Другой важнейший фактор успешности проекта – степень участия государства. Проект включен в госпрограмму форсированной индустриализации, карту индустриализации РК, программу развития машиностроения РК. Кроме того, в июне 2010 года между АО «Азия Авто» и Правительством РК было подписано соглашение о промсборке. «Мы надеемся, что нам будут доступны не только традиционные меры господдержки, но и инструменты, широко применяемые за рубежом для развития аналогичных производств. Речь идет о налоговых преференциях, субсидиях на обслуживание банковского финансирования проекта, субсидиях на транспортировку готовой продукции и автокомпонентов на период становления собственных компонентных производств. Наши российские коллеги этими и другими инструментами господдержки пользуются. Поэтому речь идет о конкурентоспособности продукции отечественного автопрома на одном поле с российскими производителями. А они уже сегодня заняли почти половину казахстанского рынка», – отмечает руководитель АО «Азия Авто». При этом, по словам г-на Мандиева, речь идет не о безвозвратной помощи государства. Сумма ежегодных налоговых отчислений будущего завода составит до 12 млрд тенге. С выходом на проектную мощность число занятых на основном предприятии достигнет 4 тыс. человек, а с учетом «смежников» численность рабочих мест превысит 12 тыс. В рамках проекта запланировано развитие инженерной инфраструктуры региона – электросетей, объектов водо- и теплоснабжения, и не только. Уже на первом этапе будет построен полноценный микрорайон для сотрудников предприятия. В план заложено строительство детского сада, школы, пожарной и медицинской части, общежития и социокультурных объектов.
Оценивая сложившуюся ситуацию с казахстанским автопроизводством, Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, отмечает, что российский автопром всегда доминировал на казахстанском рынке новых автомобилей, а с 2010 года присутствие российской продукции усиливается. Эксперт приводит данные о том, что в I квартале российскими производителями занято уже 52,3% рынка. Модели лицензионной сборки иностранных марок составили меньше одной пятой – основная часть приходится на «традиционный» российский автопром. Причем это цифра без учета внедорожников Lada, которые собирают в Усть-Каменогорске.
«Усиление позиций российских производителей на казахстанском рынке налицо. И это обнажило далеко не всем еще очевидный факт: борьба за рынок в рамках ЕЭП сводится к борьбе за партнеров с именем и за право на выпуск наиболее популярных, массовых моделей. Привлечь инвестора, построить завод и даже заключить соглашение с автоконцерном второго, третьего эшелона – задача решаемая. Но при отсутствии массовых продуктов на конвейере и гарантированных квот на экспорт в Россию и Беларусь такой проект может оказаться мертворожденным», – считает Олег Алферов, указывая на то, что история российского автопрома такими примерами полна. По мнению специалиста, эксперименты с маловостребованными моделями допустимы только при закрытом рынке, а у нас «границы с Россией стерты». В связи с чем при выборе марки в рамках проекта производства полного цикла ставка казахстанского автопрома на союз с АвтоВАЗом беспроигрышна. «В особенности с учетом планов по обновлению модельного ряда. Lada – традиционно наиболее продаваемая на казахстанском рынке марка, и сегодня ее продажи составляют более 38% всего сбыта легковых автомобилей. Это вдвое выше аналогичного показателя на «родном» российском рынке», – поясняет руководитель Qncepto.
Однако эксперт считает, что проекты автопроизводства в Казахстане пока не застрахованы от рисков, связанных со вступлением страны в ВТО и предсказуемостью в вопросах регулирования авторынка. «Если Правительство РФ намерено внедрить утилизационный сбор при регистрации автомобилей, то позиция Казахстана на тему регулирования авторынка после вступления в ВТО пока не сформулирована. Если режим регистрации автомобилей на двух рынках не будет гармонизирован, то отечественный автопром может лишиться тех преимуществ, которые ему обеспечило создание Таможенного союза и Единого экономического пространства», – поясняет Олег Алферов. В таком случае, по мнению эксперта, мы фактически сделаем шаг назад от тех шансов, которые нам дал союз с Россией и Беларусью. Замедлится развитие внутреннего рынка, российская сторона ограничит доступ казахстанским автомобилям на свой рынок. «Этот риск касается не только совместных проектов с российскими концернами, он нависает над всеми цивилизованными участниками рынка, и снять его может только последовательная ясная позиция правительства в этом вопросе», – резюмирует руководитель Qncepto.