Как только власти Алматы приняли решение об объявлении тендера по автостоянкам, стало ясно, что не только городской бюджет получит дополнительные вливания за счет населения.
В конце мая управление природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы объявило тендер на лучшее предложение по оборудованию, благоустройству и эксплуатации платных коммунальных автостоянок (автопарковок) тротуарного типа.
«Данная мера предусмотрена с целью формирования единой политики по организации и формированию стояночных зон, создания условий для обеспечения качества оказания услуг по стоянке, обеспечения безопасности дорожного движения, увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, снижения уровня загрязнения окружающей среды на территории Алматы», – говорится в сообщении акимата.
Тендерная документация состоит из 29 лотов, определение победителя тендера будет осуществляться по каждому из них. В порядке, установленном законодательством РК, победителю тендера на основании договора доверительного управления согласно лотам будет предоставлено право постоянного землепользования соответствующим земельным участком для оборудования, благоустройства и эксплуатации автостоянок.
«Оплата за размещение владельцем автотранспортного средства на автостоянке, эксплуатацию которой осуществляет победитель тендера, установлена в размере не более 100 (ста) тенге в час», – сообщают в акимате. Вероятнее всего, бизнес возьмет верхний рубеж. Отметим, что сегодня на полулегальных автостоянках берут по 50 тенге вне зависимости от того, сколько времени стоял автомобиль.
Стояночные зоны должны быть оборудованы дорожными знаками и разметами, информационными указателями в соответствии с Правилами дорожного движения, системой видеонаблюдения, электронной системой оплаты (паркоматы). Кроме того, информационными стендами (табличками), расположенными для обозрения мест, которые содержат информацию об условиях пользования автостоянкой, включающую в себя правила пользования, сведения о режиме работы автостоянки (наименование, адрес, контактный телефон), схему парковочной зоны, тарифы и порядок оплаты за стоянку, перечень категорий пользователей, имеющих льготы. Также победитель тендера должен обеспечить соблюдение чистоты и организацию уборки территории стоянки.
Если все это станет реальностью, то Алматы можно будет назвать городом образцовых автостоянок. Но на практике так не всегда получается. И в то, что идея со стоянками окажется успешной, верят, наверное, только оптимисты.
Возможно, что решение по автостоянкам несет в себе и другой заряд: таким образом акимат намерен отучить алматинцев пользоваться личным транспортом и пересадить их на общественный, который, по словам представителей акимата, «в будущем будет прекрасно функционировать». Пока же алматинцам, оставившим дома личные автомобили, придется часто опаздывать на работу, трястись в переполненном салоне автобуса, рисковать жизнью и после 10 вечера нанимать такси.
Впрочем, Алматы может взять за пример организацию движения общественного транспорта в Германии. Там есть дневные и ночные автобусы. Дневные ходят до 19.20, а потом водитель, работавший днем, уступает свое место другому водителю, который будет ездить ночью. В центре Франкфурта строго по графику ходит как минимум 4 вида общественного транспорта, поэтому немцам нет нужды ехать на работу на личном транспорте.
Стоянки будут работать с 8 до 19 часов. В принципе, автостоянки вдоль дорог нужны работающим в Алматы лишь днем, когда они находятся на работе. Значит, автомобиль будет стоять от силы 8-10 часов, что обойдется в 800-1000 тенге. Если в одном месяце 22 рабочих дня, то за этот период владелец автомобиля должен будет заплатить 17,6 тыс. или 22 тыс. тенге в месяц. При средней зарплате по Алматы в 70-80 тыс. тенге четвертая ее часть – нагрузка весьма солидная.
При этом частники, которые организуют автостоянки, не останутся в накладе. 150 машиномест каждого лота будут приносить владельцу «грязными» 150 тыс. тенге ($1 тыс.) в день.
Поэтому первичные затраты на оборудование парковки ($15-$18 тыс.), в принципе, отобьются за 15-18 дней. Но в акимате Алматы уверены, что срок окупаемости составит три года, а расчетная рентабельность планируется в 20%.
Решение акимата об автостоянках уже разделило казахстанское общество на две части. Одни считают, что переход на европейские стандарты необходим, это поможет сделать центр Алматы чище и просторнее. Другая часть населения полагает, что честно выиграть тендер будет невозможно.