Обязательный союз или добровольное одиночество
Сегодня необходим более конструктивный подход к решению проблем малого и среднего бизнеса (МСБ), а с помощью Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» можно способствовать более динамичному развитию предпринимательской сферы. Таким мнением с «Капитал.kz» поделилась Гульнур Рахматулина, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций РК.
«Я считаю, что предприниматели, помимо членства в отраслевых организациях, должны быть в большей степени представлены в союзе «Атамекен», другими словами, находиться под его «крышей». Этой структуре под силу выступать защитником предпринимательского сектора и представлять его интересы в парламенте при формировании законов. На мой взгляд, это усилит связь между государством и бизнесом», – говорит г-жа Рахматулина.
По мнению аналитика, пока МСБ разбросан и предоставлен сам себе, сформировать здоровую бизнес-среду в стране не получится. «Необходимо провести большую работу с каждым предпринимателем. Объяснить, что один в поле не воин, устранять проблемы и делать промышленную экономику нужно вместе. Только решая вопросы МСБ, мы получаем рабочие места, налоговые отчисления, социальную политику и факторы для стабилизации ситуации в обществе», – отметила г-жа Рахматулина.
Напомним, на прошлой неделе Тимур Кулибаев, председатель президиума НЭПК «Союз «Атамекен», предложил сделать членство в этой структуре обязательно-добровольным, в зависимости от финансовых возможностей бизнеса.
«У нас есть предприятия, которые могут себе позволить, будем говорить, содержать «Атамекен» или другие бизнес-ассоциации. Есть предприятия, с которых это требовать, в общем, и неразумно, потому что они практически выживают. Понятно, что нужно сделать градацию – для кого-то обязательное членство, для кого-то – добровольное», – сказал г-н Кулибаев на заседании бюро президиума палаты.
Как рассказал «Капитал.kz» Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем, термин «обязательно-добровольное членство» звучит сам по себе достаточно странно.
«Совершенно неправильно ставить под свой контроль все бизнес-структуры. И возможен такой вариант, когда «Атамекен», выдвигая на первый план защиту интересов своих членов, что вполне нормально для любой организации, получит законы двойного действия. Например, защищать представителей НЭПК и не распространяться на тех, кто не является членом этой ассоциации. Я считаю, что это должна быть чисто добровольная структура, а входить в состав союза или нет – каждый бизнесмен обязан решать сам. Вообще, любая организация не может быть обязательной для всех», – говорит аналитик.
Свое мнение высказал и Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей (ААП). «Совершенно непонятная инициатива – членство в «Атамекен» должно быть либо добровольным, либо обязательным. Даже если членские взносы будут небольшими, предприниматели крайне негативно относятся к любой обязаловке», – считает г-н Ямбаев.
По его словам, туманным остается вопрос, кто и как будет администрировать членские взносы. «Малый бизнес – это более миллиона человек вместе с наемными работниками. Если, предположим, с каждого будут собирать по 500 тенге – для кого-то это небольшие деньги, а для тех, кто работает в реальном секторе экономики и борется за каждую копейку – это огромная сумма. И куда она пойдет, как будет расходоваться, и кто будет получать зарплату, тоже имеет немаловажное значение», – полагает эксперт.
Добавив, что при обязательном членстве более человечным будет подход, когда предприниматели смогут на свое усмотрение вступать в любую общественную организацию.
«Обязательное членство в конкретной организации будет психологически напрягать бизнесменов. В предлагаемой мной модели предприниматель может находиться, например, в отраслевой ассоциации и одновременно состоять в союзе «Атамекен». Бизнес – бизнесу рознь, поэтому надо искать здравый компромисс для пользы страны и экономики в целом», – пояснил «Капитал.kz» президент ААП.
Кроме того, как говорит Виктор Ямбаев, необходимо налаживать эффективный и продуктивный диалог с территориальными ассоциациями. Ведь только они имеют достоверную и объективную информацию на местах.
«Эксперт, сидящий в Астане, не может в полной мере знать о проблемах предпринимателя, работающего в Алматы, Костанае или Шымкенте. И почему бы «Атамекен» не взять под свой контроль уже существующие финансовые потоки, которые выделяет государство на различные исследования и прогнозы. Никто лучше, чем общественные организации, сделать это не сможет. Однако зачастую деньги распределяются людям, которые ни дня не работали в бизнесе», – сетует г-н Ямбаев.
Похожих взглядов придерживается и Мунавара Палташева, исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана (ФПК). «Обязательное членство в любой организации должно быть, но по выбору бизнесмена. Он должен сам выбирать объединение, которое с ним вплотную работает и оказывает определенные услуги. Лишь при таком подходе будет баланс. А если призывать всех в «Атамекен», то получится своего рода коммунистическая партия Советского Союза», – уверена г-жа Палташева.
По ее мнению, именно через бизнес-ассоциации создается благоприятный экономический климат в стране. В Казахстане же не более 10% бизнесменов активно принимают участие в составе той или иной организации. «Нам нужно строить гражданское общество, которое понимает, что их интересы кто-то должен лоббировать», – заключила г-жа Палташева.
В свою очередь Евгений Бессонов, генеральный директор компании Folding Space, отметил, что интересы крупного и малого бизнеса на практике не совпадают. «Крупный бизнес стремится к монополизму, малый – к расширению деловой среды. Невозможно совместить в одной ассоциации всех, тем более какими-то административными методами», – сказал в беседе с «Капитал.kz» г-н Бессонов. Отметив, что устанавливать членские взносы следует независимо от финансовых возможностей бизнеса, а методом взаимозачетов. «Можно учитывать либо корпоративный налог, либо НДС. К примеру, предприниматель отчисляет 0,1% от валового дохода и платит не 12% НДС, а 11,9%. Государство же сэкономит миллионы долларов на исследованиях и получит очень влиятельный неправительственный сектор, который будет работать в интересах страны», – считает бизнесмен. По его словам, только «в условиях отсутствия дискриминации проявляются талант, энергия и способности каждого предпринимателя».
Михаил Глухов, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК, напротив, уверен, что обязательное членство наиболее актуально в сложившихся условиях.
«Общественные объединения на добровольной основе по своим финансовым, материальным и человеческим ресурсам не способны выполнять те задачи, которые на них ставит жизнь сегодня. Требуется налаживание взаимодействия, не только в области законодательства, но и во многих других областях. Бизнес должен выстраивать под себя необходимые законы, но этого не будет без сильной отраслевой ассоциации. А она может появиться только из обязательного членства», – объяснил «Капитал.kz» г-н Глухов.
Он также подчеркнул, что бизнесмены готовы поддержать идею обязательного членства, и при массовом охвате оплата обязательных членских взносов не вызовет больших затрат.
«Размеры членских взносов должны градироваться не только от масштабов бизнеса, но и от его доходности. Например, если по предприятиям мебельной и деревообрабатывающей промышленности мы будем собирать 0,03% от оборота компаний, то сможем достаточно активно работать в республике по продвижению интересов предпринимателей», – подсчитал г-н Глухов.
Система обязательного членства, говорит эксперт, даст новый толчок к улучшению взаимодействия бизнеса и государства. Главное – не пустить эту инициативу на самотек. «Если мы не допустим бюрократизации или монополизации этого процесса с какой-либо стороны. Если все будет выстроено прагматично, грамотно и демократично, то малый бизнес вздохнет новым глотком свежего воздуха», – заключил президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК.
По его прогнозам, «Союз «Атамекен» способен уже в этом году разработать законопроект об обязательном членстве и подать его на обсуждение в мажилис парламента. С учетом различных изменений и доработок в силу он вступит не раньше 2014 года.