История нашей страны – это в первую очередь история нашей собственной семьи. И чуть ли не у каждой в ее истории был журнал «Огонек». И даже сейчас «Огонек» как бренд на постсоветском пространстве известнее даже, чем Coca-Cola.
В интервью «Капитал.kz» Виктор Лошак, главный редактор журнала «Огонек», рассказал о сложностях и тенденциях современной журналистики.
– Насколько сильна экспансия интернета в современных СМИ? Меняются ли формат написания статей, способы подачи материала?
– Я уже ощущаю себя актером с репертуаром, повторяющимся чуть ли не еженедельно. Мне и моим нескольким коллегам постоянно с разных сторон на разных встречах задают примерно одни и те же вопросы: «Когда же ваша бумажная пресса помрет под натиском интернета? Как вы намерены спасаться?»
Мне кажется, что паника поднялась слишком рано. Я уверен лишь в том, что интернет если что-то и убил, то это новости на бумаге. Газеты или журналы, которые ставят перед собой задачу лишь снабдить своего читателя новостями, обречены на провал. Сегодня читатель получает новости из интернета, радио и телевидения.
Тем сложнее и интереснее задача тех, кто пытается сформулировать иную повестку для своего издания.
В принципе профессия за то время, что я ей занимаюсь, по своим задачам развернулась ровно на 180 градусов. Если я и мои коллеги начинали в профессии с задачи донести как можно больше информации до читателей, то сегодня задача журналистики – защитить читателя от этого безумного вала информации, приготовить для него некоторое блюдо, которое он может получить только лишь в «Огоньке», «Московском Комсомольце», «Коммерсанте» и т.д.
Именно поэтому мы делаем журнал, понимая, что наш читатель с новостной повесткой недели уже знаком. Наша задача – двигаться с читателем дальше на переосмысление, на фокус героев важнейших событий, на рассказ о том, что происходит за политическими и экономическими кулисами, наконец, на привлечение внимания читателя к авторитетным мнениям.
Для меня беда интернета в том, что все его жанры facebook, «вконтакте», twitter и т.д., они, к сожалению, воспитывают читателей, не готовых к усилию чтения, к сопереживанию, к умению читать, возвращаясь в тексте назад. Чтение – это душевное, умственное, если хотите, сердечное усилие. Интернет и телевидение – никакое не усилие. Вот тут большие проблемы: в аудитории все больше растренированных к чтению людей.
Кроме всего прочего, интернет заставил нас очень сильно меняться. Ежедневные газеты сейчас работают с жанрами, которые были раньше присущи только еженедельникам: журналистское расследование, большие интервью, большие литературные куски и т.д. Одним словом, надо думать, надо работать и не бояться интернета.
– Если сейчас интернет воспитывает таких читателей, то через некоторое время они станут превалировать?
– Нет, не думаю. Всегда будет слой людей, которые склонны к более глубоким смысловым и этическим ощущениям. Кроме того, в нашей стране из-за демографического провала 90% выпускников школ становятся студентами. Это мировой рекорд. То есть в России вузы имеют уже социальную функцию. И как ни странно, если применить это обстоятельство к той ситуации, о которой мы говорим, создает читающую публику.
– Не так давно журнал «Огонек» стал частью ИД «Коммерсант». Как изменилась Ваша работа?
– Ни политически, ни мировоззренчески «Огонек» от перемены владельца и формата не изменился. Он изменился по авторам: их стало больше, они стали значительнее, но также большинство авторов, которые были до этого в нашем журнале, остались с нами.
Перейдя в состав ИД «Коммерсант», мы стали работать в очень большой и профессиональной семье. Мы почувствовали значительное облегчение с точки зрения работы back-office, то есть распространения, рекламы и т.д.
Изменение формата «Огонька» – это общая идея руководства издательского дома и главной редакции журнала. Идея: вернуть «Огонек» в старый формат и как бы напомнить о себе привычной аудитории, ведь «Огонек» – это один из самых известных брендов в России.
В издательском доме, конечно же, существует синергия, «Огонек» привлекает авторов из других изданий дома и как колумнистов, и как журналистов. Для меня очень серьезный индикатор, что их становится все больше. «Огонек» выиграл от вхождения в ИД «Коммерсант» значительно.
– По некоторой информации, в скором времени будет открыт «Огонек»-Казахстан. Почему именно этот журнал? Насколько он, по Вашей оценке, будет интересен для казахстанских читателей?
– Я не знаком с форматом предложений по изданию «Огонька» в Казахстане. Я знаю только, что такая идея существует, но никто мне никаких поручений относительно первого выпуска пока не давал.
Я ничего не знаю о подробностях переговоров, если они ведутся с казахстанской стороной. Но если на обложке журнала будет написано «Огонек», то я бы предпочел некий формат авторства сохранить за журналом.
«Огонек», безусловно, перспективный бренд на всем постсоветском пространстве. Так получилось, что этот журнал пронизал историю СССР, и не только формальную, но и историю каждой семьи. Я это очень хорошо вижу и по письмам читателей, и по тому, как ко мне подходят люди и говорят, что уже не в одном поколении читают журнал всей семьей.
В дотелевизионный период «Огонек» служил главным источником визуальных новостей для жителей СССР. Эта его роль очень сильно сблизила издание с его аудиторией.
Поэтому, я думаю, «Огонек» имеет такие же перспективы к изданию в Казахстане, как и на Украине, и в Беларуси и во всех странах, где советскую историю не вычеркнули, а просто переосмыслили.
– А сейчас где-нибудь кроме России издается «Огонек»?
– Нет, хотя бренд и зарегистрирован на Украине, но из-за некоторых юридических нестыковок журнал там не издается.
– В настоящее время в Казахстане работает немало журналистов из России, в то же время сейчас создается Единое экономическое пространство между тремя странами: Россией, Казахстаном и Беларусью. Стоит ли ожидать большей экспансии со стороны российской журналистики в нашей республике? Будут ли открываться филиалы российских изданий в Казахстане?
– Я не считаю, что это происходит искусственно. В журналистике, как и в любой другой сфере, существуют стандарты. Если есть страны, уже достигшие определенного уровня, то развивающиеся страны, тем более такие молодые тигры как Казахстан, просто перекупают специалистов.
В России, когда журналистика начала развиваться как бизнес, тоже много было специалистов из-за рубежа. Это нормальный рыночный процесс, в нем нет идеологической составляющей.
– Современная рыночная ситуация диктует определенную зависимость СМИ от рекламодателей, в то же время все ждут от журналистов объективности и непредвзятости. Как совместить эти два обстоятельства?
– Зрелость российского рынка равна тому, что владельцы медиабизнеса начинают осознавать и придерживаться того, что СМИ необходима независимость в широком смысле, так как химически чистой независимости в принципе не бывает. Они понимают, что независимость – это рыночная категория. Умение быть скептичным к власти, бизнесу, оппозиции и т.д. вызывает доверие, и такие издания покупают. Если быть до конца циничным, то независимый взгляд хорошо продается.
Чем СМИ более партийно, тем оно и более маргинально – лишь «для своих».
Член IPI (Международного института прессы), председатель общественного совета и член коллегии министерства образования и науки, профессор МГИМО МИД.
Работал в прессе Украины спортивным репортером, фельетонистом, редактором отдела экономики. С 1985 года – репортер газеты «Известия».
С 1986 года – в «Московских новостях». С 1993 года по сентябрь 2003 года – главный редактор «МН», председатель совета директоров АО «Московские новости». Один из создателей первого негосударственного средства массовой информации – с 1990 года «Московские новости» были превращены в кооперативную, а затем акционерную собственность.
Сентябрь 2003 – ноябрь 2004 года – главный редактор журнала «Огонек». В июне 2005 года снова занял этот пост.
Лауреат премий Союза журналистов СССР и России, награжден орденом Почета, медалями, польским орденом Офицерского Креста. Признавался «Медиаменеджером года», «Главным редактором года».